Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Смоленская область
  2. Они делают вещи бессмертными

Они делают вещи бессмертными

Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Взгляд изнутри на работу отдела реставрации Смоленского государственного музея-заповедника: меня по работе нередко заносит в самые недра учреждений культуры, но за все эти годы впервые оказался в мастерской, где спасают от гибели бесценные экспонаты, возрастом в сотни и сотни лет.

Жанна Сергеевна Смирнова - художник реставратор по тканям с 22-летним стажем работы, с которой я познакомился, получила свою высшую категорию (всего их у реставраторов четыре) и медаль из рук патриарха Кирилла за реставрацию плащаницы "Положение во гроб", что хранится в нашем Успенском соборе.

 
 
 

Начиналась карьера мастерицы, чьими руками спасено от небытия уже более 600 экспонатов, с полотенец:

"В нашей внутренней терминологии, я проводила очистку водными растворами, устраняла деформацию влажно-паровым способом, выводила пятна неизвестного происхождения, а на человеческом - стирала и гладила утюгом, - смеется женщина. - В 2002 или 2003 году была на стажировке в Кремле, целый месяц раскрыв рот ходила по фондам, общалась с заведующей кремлевских музеев - дочерью Гагарина Еленой, имела пропуск через Боровицкие ворота, на работу мимо резиденции президента ходила, это, конечно, не забываемый опыт!"

600 предметов старины за 20 с лишним лет - это много или мало? Обывателю сложно понять без наглядных примеров из работы. Недавно в одном из своих постов я показывал вновь выставленную конную попону в музее Русская старина. Жанна Сергеевна как раз приступила к реставрации другого чепрака, который тоже будет выставлен... примерно через полтора года.

"Если весь рабочий день тратить на одну эту вещь, то можно и за полгода справиться. Но у меня всегда несколько предметов в работе - это позволяет и глазу не замылиться, и объемы восстановления предметов старины у нас обозначены в рабочем плане. На отдел, к примеру, 100 вещей, примерно по 10 на человека. Сложных, где требуется глобальная восстановительная работа, возьму на год 2-3, остальное - менее трудозатратное. Попону XVIII века из коллекции Тенишевой предстоит очищать, демонтировать детали, дублировать, укреплять шитье, золотая вышивка потемнела, нити деструктированы, дырка на дырке - здесь катастрофически много работы. Но я люблю свою профессию, это медитативный труд и очень увлекает, особенно когда в процессе видишь преображение серьезно разрушенной реликвии".

При этом то, как мастер спокойно расправляла, перекладывала ткань, которой больше двух сотен лет, вызвало у меня недоумение (ну древность же такая, эй!), которое моментально нашло объяснение - я же, как фотограф, объективы тоже не глядя меняю, хотя они сегодня на вес золота. Профессиональное - руки за столько лет уже сами знают, как и к чему прикоснуться, чтобы ничего не повредить, материнская нежность тут, мне кажется, вполне уместное сравнение.

А вот когда разговор у нас зашел о, собственно, иллюстрировании этого текста, глаза уже загорелись у меня - руководство музея по нацпроекту "Культура" получило роскошный подарок - 6 комплектов света, которые оценили и мастера и моя камера, великолепный яркий и вместе с тем мягкий свето-теневой рисунок, по две лампы с теплым и холодным оттенком света, никакого мерцания (с заботой о глазах работников редкой профессии!), регулировка под любыми углами, струбцина для крепления к столу - одним словом, если и раньше в этом отделе были только по-настоящему увлеченные своим делом люди, то теперь удовольствия от своего занятия получают еще больше.

Еще в скором времени в мастерских будут смонтированы профессиональные рукава вытяжки на гибком соединении - прежние стационарные для некоторых предметов старины попросту не подходили по габаритам - в стоявший до сей поры в углу мастерской короб иная вещь просто не помещалась, хоть в противогазе на улице со всякой реставрационной химией работай! Но теперь мобильная вытяжка решит эту проблему, что, опять же, пойдет только на руку работе с музейными фондами.

После созерцания нового оборудования мы с Жанной Сергеевной еще добрый час прообщались и заглянули в остальные уголки мастерской, к реставраторам-художникам, скульпторам и другим их коллегам, где я просто от восторга пищал - такая фактура в кадр попадала... ноооо давай-ка разделю текст на две части, чтобы он сохранял читабельность, да и побольше фотографий покажу.

Интересно было? Поделись впечатлениями, а я пошел готовить продолжение!

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
17 мая
Юрий Самодуров
Юрий Самодуров
В Черноголовке живут и работают люди, делающие замечательные вещи!
Мнение
16 мая
Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Первый официальный портрет Карла III
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураФото