Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия

Как НКО привлечь сотни волонтеров за неделю. Кейс Большой волонтерской недели в Перми

«Тебе самому должно быть кайфово от твоего мероприятия. Да, бывает трудно, но кайфово»

В августе 2018 года в Перми прошла вторая Большая волонтерская неделя. Акция собрала несколько сотен волонтеров для помощи разным некоммерческим инициативам и общественным организациям. Ее организаторы рассказали «7x7» о том, как можно использовать их опыт для организации волонтерской недели в любом другом городе.

 

Что такое Большая волонтерская неделя

Это ежегодная акция гражданских активистов Перми. На семь дней горожане, которые хотели попробовать быть волонтером, выбирают себе занятие по душе: от выгула собак в приюте до работы с документами в художественной галерее. За неделю можно успеть побывать в нескольких местах.

Организаторы Недели заранее договариваются с общественными организациями города, чтобы найти конкретное применение силам добровольцев. Затем они составляют расписание для волонтеров и координируют их работу. На каждом мероприятии работает куратор, который помогает участникам разобраться с задачами и чувствовать себя комфортно.

Никто из участников недели не получает за свою активность вознаграждения. Активисты не помогают политическим организациям, бизнес-проектам и религиозным организациям, не собирают подписи и деньги для НКО.

 

Волонтеры, убиравшие реку в рамках Большой волонтерской недели

 

Почему люди готовы помогать некоммерческим проектам

Организатор проекта Анна Фадеева:

— Они хотят почувствовать себя лучше, сделать что-то значимое, найти себя, попробовать себя в разных областях, получить новый опыт и расширить границы, получить одобрение, побывать в интересных недоступных другим людям местах, наполнить свою жизнь впечатлениями. У нас есть специальная доска, где люди ниточками обматывают подходящие для себя варианты ответа о том, почему они хотят быть волонтерами.

 

 

Сооснователь проекта активистка Алиса Тронина:

— Список мотиваций может быть у каждого разный. Если попробовать составить такой один на всех, то даже с нематериальными и «невыгодными» он будет длинный. Уникальный опыт, новые знания, возможность решать интересные творческие задачи, сделать маленькое доброе дело, реализовать себя в том, что не удается профессионализировать, постоянно получать новые заряды положительных эмоций, веселого общения, новых знакомств. Из «выгодных» можно назвать дополнение своего резюме или работу на будущую специальность, чтобы заработать рабочий опыт. Для меня самыми главными мотиваторами являются опыт и истории. А в самом начале мне было важно, что это среда людей, которые не говорят постоянно об алкоголе, курении и сексуальных взаимоотношениях. С которыми можно развиться и полезно повеселиться.

Сооснователь проекта активист Егор Демидов:

— Мотивы могут меняться со временем. Чаще всего волонтеры отвечают так: получить новый опыт, новые знакомства, порцию общения, альтруизм не стоит на первом месте.

 

Какая ситуация с волонтерским движением была в Перми до появления Недели

Организатор недели Анна Фадеева:

— Пермь вообще довольно развитый в волонтерском смысле город. Сейчас есть международный форум и конкурс «Доброволец России», который много лет проходил в Перми и вырос в Перми. Но эти волонтеры, по ощущениям, отличаются от наших. Они что-то все время отмечают в волонтерских книжках, гонятся за знаками отличия. Они институционализированы. Есть организации и организаторы, регулярно и успешно привлекающие волонтеров. Есть те, которые не умеют с волонтерами работать и не знают, зачем они им нужны, или не доверяют им. Есть те, кто воспринимает их как источник силы, есть те, которые думают, что это бесплатный неквалифицированный труд.

Сооснователь проекта Егор Демидов:

— Волонтерство в Перми давно не на зачаточном уровне. Почти в каждой школе есть волонтерский отряд, почти у каждого приюта для животных есть свои верные волонтеры. Другой вопрос, что многие из них действуют тихо, не привлекая внимания, не рассказывая о себе в соцсетях или СМИ. Большая волонтерская неделя же помогает как раз привлечь внимание к этим маленьким сообществам и к движению в целом.

Сооснователь проекта Алиса Тронина:

— До этого о волонтерстве не узнавало такое большое количество людей за раз, в том смысле, чтобы была возможность проявить себя, а не «волонтеры сделали то-то». Мы облегчили доступ для всех, почти не делали возрастных ограничений (младшие с родителями и предпочтительнее на природу и к животным).

 

Семь фактов о Большой волонтерской неделе

  1. В 2017 году на старте мероприятия к нему присоединились около 300 волонтеров, через год их было уже 400.
  2. В 2017 году на первой волонтерской неделе около 80% волонтеров впервые попробовали себя в этой роли.
  3. В 2017 году волонтеры помогли 28 некоммерческим инициативам, в 2018 году — 44.
  4. В 2017-м на волонтерской неделе было 39 мероприятий для участников, в 2018-м — 68.
  5. В 2017-м волонтеры совершили 450 выходов к нуждающимся, в 2018-м — 645.
  6. Волонтерами были горожане от 11 до 76 лет.
  7. В среднем в Неделе принимают участие девушки 20 лет.

 

Участники вечеринки, посвященной Большой волонтерской неделе

 

Семь секретов успеха Большой волонтерской недели

Организаторы Недели считают, что их опыт можно использовать в других регионах, и они готовы им делиться. Они выделили семь слагаемых успеха акции в Перми.

  1. Объединение волонтерских сообществ для организации. Волонтерская неделя появилась в результате объединения усилий сообщества с волонтерским вакансиями «Хочу помочь» (создатель — Анна Фадеева), неформального движения Volunteers Perm (лидер — Егор Демидов) и активистов Волонтерского центра Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), которым раньше руководила Алиса Тронина.

  2. Внимание СМИ. «Помогло в этом году и хорошее освещение в СМИ. Все местные телеканалы освещали нашу работу в течение всей недели, не говоря уже о радио, газетах и интернете», — рассказал Егор Демидов.

  3. Репутация организаторов. «Думаю, что люди так или иначе следят за нами, хотят быть где-то рядом, как-то включаться. И когда мы делаем какой-то релиз, они заранее уже к этому готовы», — рассказала Анна Фадеева.

  4. Синергетический эффект работы. «Мы объединили 44 организации и инициативы на Большой волонтерской неделе. Это значит, что это 44 разных сообщества людей, которые узнают о ней, 44 паблика «ВКонтакте» или сайта, на которых они готовы рассказать об этом деле бесплатно и с энтузиазмом, 44 пассионарных человека организатора, которые сделали репост на свои страницы. Например, в этом году была очень активна и всю неделю проводила с нами девочка Настя, которая до недели знала только про кошачий приют «Матроскин» и все время помогала там (ей учительница в школе про него рассказала). Благодаря участию «Матроскина» в Неделе она узнала про Неделю, пришла к нам и попробовала себя еще в 10 разных местах», — поделилась Фадеева.

  5. Опыт в организации мероприятий и распространении информации. «Он нам очень помогает, когда идея простая и в то же время хорошая», — добавила Фадеева.

  6. Грамотный пиарщик. «Нужен хотя бы один человек, который заинтересован, неплохо пишет тексты и понимает в пиаре в некоммерческом секторе, как работает распространение информации в социальных сетях», — рассказала Фадеева.

  7. Самоотдача. «Тебе самому должно быть кайфово от твоего мероприятия. Да, бывает трудно, но кайфово. Мы такие же волонтеры, и ничего не получили с такого мероприятия. Очень даже потратились самостоятельно, чтобы благополучателям и волонтерам было более комфортно. Я всегда рассуждаю понятиями комфорта, если я прихожу на мероприятие, и чувствую себя как дома, значит, оно мое. И мне хочется сделать так, чтобы все почувствовали себя нужными и полезными», — вспомнила Алиса Тронина.

Даниил Кузнецов, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости