Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область

В правительстве Кировской области предложили ввести новые должности. Зачем нужны вице-губернатор и председатель правительства

Политологи сомневаются, что разделение полномочий губернатора сыграет на пользу дотационному региону

Губернатор Кировской области Игорь Васильев предложил изменить систему исполнительной власти и ввести должности председателя правительства и вице-губернатора. Члены профильного комитета законодательного собрания в большинстве своем остались безучастны к реформе, с вопросами и критикой выступил только один депутат. Корреспондент «7x7» побывал на заседании комитета 27 февраля и узнал у политологов, как преобразования могут отразиться на регионе. За принятие или отклонение реформы депутаты проголосуют на пленарном заседании 28 февраля.



Что хотят сделать

В середине января 2019 года руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Кировской области Владимир Костин в эфире «Эха Москвы в Кирове» подтвердил, что слухи о разделении полномочий губернатора и председателя правительства имеют место. На пресс-конференции 29 января Игорь Васильев анонсировал административную реформу в регионе, но опроверг предположения о разграничении обязанностей. 18 февраля губернатор внес на рассмотрение депутатов заксобрания четыре законопроекта о введении должностей председателя правительства и вице-губернатора.

Ранее губернатором и председателем правительства было одно лицо. Поправки Игоря Васильева о разделении должности губернатора и председателя правительства потребуют изменений в Уставе области, в законах «О губернаторе», «О правительстве и иных органах исполнительной власти», «О государственных должностях Кировской области».

Из опубликованных предложений следует, что губернатор будет назначать председателя правительства области и вице-губернатора после согласования с депутатами. При этом глава региона все равно останется вправе принимать решение о формировании и отставке правительства, «осуществлять общее руководство деятельностью правительства» и  «председательствовать на заседаниях правительства».

В случае отсутствия губернатора его обязанности будет исполнять председатель правительства, которого, в свою очередь, сможет заменить вице-губернатор. Предполагается, что при этом в составе правительства останутся и первый зампредседателя правительства, и зампреды.

Председатель правительства будет курировать его работу, он может вносить на рассмотрение губернатора предложения о составе правительства. Вице-губернатор будет участвовать в «выработке и реализации основных направлений деятельности правительства», координировать министерства и обеспечивать исполнение правовых актов правительства.

Новых расходов реформа, как утверждается, не предусматривает. Во всех четырех законопроектах говорится, что дополнительных средств из бюджета не потребуется. Зачем нужна реформа, в пояснительных записках не уточняется.

 

Как обосновали в правительстве

На заседании комитета заксобрания области по законодательству и местному самоуправлению 27 февраля министр юстиции Кировской области Максим Финченко рассказал, чем мотивировано предложение административной реформы: для обеспечения опережающих темпов развития нужно перейти к более мобильной версии системы управления.

Преимуществом новой структуры управления будет четкое разделение полномочий, что позволит более эффективно решать задачи не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Это повысит уровень информированности и компетентности руководителей, эффективность обратной связи, — сообщил он.

Должность вице-губернатора, сказал Финченко, отвечая на вопрос депутата Ольги Сыкчиной, вводится, чтобы на «данном должностном лице были саккумулированы все вопросы внутренней политики».

Это следствие понимания сложности данного комплекса вопросов. Кроме того, вице-губернатор будет вторым лицом, которое сможет исполнять обязанности губернатора в отсутствие главы региона и председателя правительства, — сказал министр.

Возложить эти обязанности на одного из заместителей нельзя, считают в правительстве. По словам зампреда Андрея Плитко, блок внутренней политики «рекомендовано курировать именно тому члену правительства, который непосредственно подчиняется высшему должностному лицу» в регионе.

Кроме того, необходимо определить систему замещения губернатора. Это вопросы допуска к секретным сведениям, и предполагать, что первую форму доступа будут получать все зампреды правительства, нецелесообразно, — объяснил Плитко.

Общественная палата Кировской области поддержала внесение поправок в Устав региона. В заключении общественников сказано, что разделение полномочий губернатора и председателя правительства снизит нагрузку на главу региона и позволит ему «больше времени и сил уделять решению стратегических вопросов развития области, включению областных проектов в федеральные программы», привлечению инвесторов и встречам с жителями.

 

Как отреагировали депутаты

Депутаты ОЗС Владимир Быков и Владимир Бакин внесли в законопроекты предложения технического характера, сути реформы они не касаются. 7 из 9 присутствующих членов профильного комитета рекомендовали принять предлагаемые губернатором законопроекты.

Депутат от ЛДПР Ольга Сыкчина стала единственной, кто высказал критику по поводу инициативы губернатора:

Законопроект серьезный, он касается Устава области. И он сырой, неграмотный и не проработанный, по моему мнению. Я думаю, нужно создавать рабочую группу по этому вопросу.  

Кроме Сыкчиной, ни один из депутатов-членов комитета не задал ни одного вопроса и не сделал замечаний по поводу предлагаемой реформы власти.

 

Как оценивают реформу политологи

Руководитель фракции ЛДПР в заксобрании Владимир Костин в разговоре с «7x7» объяснил, почему поддерживает инициативу «структурного изменения правительства Кировской области».

Если орган госвласти считает, что так он будет работать эффективнее — почему нет? Думаю, подобный переход — именно закрепление конкретных задач за конкретными лицами — будет способствовать более эффективной работе. Существующая система не в полной мере отвечает задачам, которые стоят перед Кировской областью. Надо дать правительству поработать в новом формате. Ключевой момент — персоналия: кто возглавит правительство, тот и определит развитие региона. Сейчас нет привязки к персоналии — нам не говорят, кто возглавит правительство. Хотя рискну предположить, что губернатор имеет представление о том, кто это будет или из кого мы будем выбирать, — сказал он.  

С другой стороны, отметил Костин, внесенные законопроекты урезают полномочия заксобрания — предполагается, что депутаты больше не будут утверждать заместителей председателя правительства и губернатора. И фракция ЛДПР это не поддерживает.

Политологи Михаил Шевелёв и Андрей Зорин сошлись во мнении, что предлагаемая реформа не сыграет большой роли для Кировской области.

У меня есть большие сомнения, что в Кировской области после этой реформы что-то изменится. Можно предположить, что в результате реформы просто перетасуют имеющихся зампредов. Для Кировской области вопрос, как именно выстроена исполнительная власть, не имеет значения, это не является критичным, — считает член Российского общества политологов Андрей Зорин. — Область является дотационным регионом со снижающейся демографией, отсутствием точек роста. Поэтому совершенно неважно, как будет выстроена система управления этой областью — область напрямую зависит от федеральных проектов, субсидий и дотаций, то есть от президента и правительства Российской Федерации. Губернатор снимет с себя какие-то полномочия, передаст их — и что? В Кирове уже есть пример — есть глава администрации города, а есть глава города, и что? Киров не показал никакой принципиальной разницы с тем временем, когда это все было соединено в одном лице. Улицы стали убирать лучше, коммуналка стала дешевле, бизнес начал развиваться?

По мнению политолога, руководителя «Офиса консультантов инициативного бюджетирования» Михаила Шевелёва, в результате реформы структура власти станет еще более непонятной для рядовых жителей:

90 процентов жителей области, я думаю, не поймут, чем губернатор отличается от председателя правительства. Самое главное — посмотреть, как будет все организовано, посмотреть на дублирование функций, полномочий, ответственности. Я не вижу перспективы изменений — откуда быть изменениям, если денег больше не будет, бюджеты все сверстаны, и люди остаются все те же самые? Не вижу никакой иной необходимости [в административной реформе], кроме как наделения своих двух первых замов новыми статусами (если все делается только ради этого, то это просто глупость, ребячество). Полагаю, это будут те же самые действующие лица — Дмитрий Курдюмов и Александр Чурин. Чурин, скорее всего, станет председателем правительства, а Курдюмов будет вице-губернатором. Зачем это сделано? Возможно, это позволит появиться некоей внутренней конкуренции. Может быть, это приведет к каким-то положительным подвижкам, на которые и рассчитана эта реформа. По сути, разделение функций со стороны исполнительной власти — это, прежде всего, разделение ответственности, которая сейчас соединена в едином лице, в губернаторе. Это разделение подразумевает появление такой структуры, как аппарат губернатора. К сожалению, очень часто он дублирует функции правительства: в структурах могут появиться люди с одинаковыми полномочиями и зонами контроля. Поэтому такая схема работы требует определенной подстройки, и это самый большой риск с точки зрения управляемости регионом, на мой взгляд.

По мнению Андрея Зорина, подобные инициативы не всегда связаны с региональной спецификой — в большей степени, с компетенциями, амбициями главы региона, если они «хотели оставить себе только политические и представительские функции, а исполнительские функции передвинуть на председателя правительства».

В Татарстане, например, разделены эти функции, есть избранный глава, есть назначенный председатель правительства. Я считаю это успешным примером. Но Татарстан в разы превосходит Кировскую область по экономическому, демографическому потенциалу, там другие ресурсы. Для Кировской области, на мой взгляд, это неактуально. Эта тема поднималась и при Никите Белых, но тогда приняли решение совместить функции главы региона и главы правительства в одном лице, — напомнил он.

Собеседники «7x7» считают, что говорить о том, что власть в регионе в результате реформы фактически перейдет к председателю правительства, нельзя.

Права избирателей, которые выбрали главу региона, нарушены не будут, потому что у губернатора остается вся полнота власти. Ответственность за регион все равно будет на губернаторе, за отдельные направления ответственность четко будет расписана, — отметил Владимир Костин.  

Если вы были, условно, директором предприятия, а стали гендиректором после изменения устава — ничего же не изменилось. Функции и полномочия остались теми же, — согласен Михаил Шевелёв.

Ирина Шабалина, фото автора, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости