Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область

Прокуратура Кировской области предложила разрешить главам муниципалитетов не отчитываться о доходах их семей. Что об этом думают чиновники и эксперты

Может ли это стать коррупциогенным фактором — в обзоре «7x7»

Прокуратура Кировской области внесла в Заксобрание региона законопроект, разрешающий главам муниципалитетов и людям, замещающим эти должности, не сдавать декларации о доходах супругов или детей. Причины для этого должны быть объективные, но какие именно — не уточняется. «7x7» спросил главы руководителей администраций городов и районов области и экспертов, что они думают о законопроекте, и не создаст ли это ситуацию, когда чиновники будут переписывать имущество на родственников.


 

О чем законопроект

Законопроект должен устранить правовой пробел: сейчас в законодательстве нет четко прописанных правил на случай, когда должностные лица «по объективным причинам» не могут представить сведения о доходах и имуществе своих супругов и детей. Кроме того, в законе не определено, куда и кому отправлять заявление о том, что чиновник не может предоставить эти сведения, хотя сама возможность сообщить об этом есть. Это прописано в указе президента №821 от 2010 года «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Если парламент одобрит инициативу прокуратуры, главы администраций будут уведомлять губернатора Кировской области, что они не могут вписать доходы и имущество членов семьи в декларацию, и указать, почему так произошло. Законопроект депутаты Заксобрания области рассмотрят 26 апреля.

 

Что о законопроекте думают главы районов и поселений

 

Глава Адышевского сельского поселения Татьяна Елькина

— Да, [если этот закон примут] станет легче, потому что не всегда [родственники] готовы предоставить эти сведения, даже пусть и вторые половины. Мы подневольные, нам все равно приходится это делать, хотя я считаю, что это личная информация. С другой стороны, люди разные, и могут быть какие-то моменты, когда кто-то захочет через закон переступить. В целом — при условии, что все будут соблюдать закон, — я думаю, будет проще.

 

Глава Сунского городского поселения Елена Кутергина

— Конечно, так будет удобнее. Лично у меня проблем [с предоставлением данных о доходах членов семьи] нет, но бывает, мужья работают на вахте или дальнобойщиками и наотрез отказываются предоставлять свои данные. Или кто-то не успевает в срок подать — в длительной командировке, например, находится. [К вопросу о возможности переписать имущество на мужей/жен/детей] Я не думаю, что у глав сельских поселений есть так много имущества и транспортных средств, не такие большие доходы, чтобы все это приобрести. Судя по доходам, не должно быть много чего куплено.

 

Глава Лальского городского поселения Михаил Михеев

— Я с этим [проблемой при внесении в декларацию сведений о доходах членов семьи] не сталкивался. Сам процесс заполнения документов несложный. Сейчас есть программа специальная, можно одновременно и на бумаге [после заполнения] получить, и через интернет отправить. Опасения, что так можно будет переписать имущество на родственников, конечно, актуальны, так и делалось раньше — ведь не так уж давно эти данные стали открытыми, и смотрите, какой резонанс получили.

 

Глава Кикнурского района Сергей Галкин

— По депутатам сельских и поселковых дум, которые работают не на постоянной основе, я этот законопроект поддерживаю. Потому что мы сталкиваемся с проблемой организовать депутатский корпус. Я бы предложил им сдавать декларацию только в случае, когда годовая покупка превышает сумму зарплаты за год. При этом у меня ни по муниципальным служащим, ни по главам районов, ни по главам поселения этого вопроса не стоит, сдавать декларации нужно обязательно и ежегодно. Никаких проблем нет сдать декларацию по доходу супруги. Она никуда не уезжает, за границей не живет, никаких проблем нет. Я не вижу и по своим главам поселений, что у них есть с этим проблемы. По главам я не поддерживаю этот законопроект. Зачем? У нас про прозрачность. Все-таки это муниципальные служащие, выбранные лица, которые работают на постоянной основе.

 

Глава Унинского района Алексей Шаклеин

— О законопроекте слышал вскользь. Мне кажется, что нам можно и нужно открыто сдавать декларации, чтобы нас видели прозрачно, чтобы видели наши доходы. Касательно супруг и детей считаю, что вообще не нужно этого делать [сдавать декларации]. Если супруга занимается каким-либо бизнесом, то почему бы и нет. При этом моя супруга без проблем сдает декларацию, работает открыто.

 

Глава Верхошижемского района Владимир Комаров

— Я не вижу для себя никаких трудностей сдать декларацию — это нормально. Единственное, проблемы есть с депутатами сельских дум. Они не решают каких-то политических, глобальных вопросов, поэтому им правильнее будет не сдавать. А по главам районов все-таки важно. Если кто-то не хочет показать свои доходы и семьи, то могут не по объективным причинам не сдавать декларации, а, например, развестись с женой. Русский человек всегда найдет выход. У меня проблемы такой нет, чтобы супруга не сдавала.

 

Что о законопроекте думают эксперты

Кировский юрист Владислав Богачев считает, что законопроект дает возможность устранить пробелы в законодательстве:

— Госслужащие и муниципальные служащие должны подавать декларации на себя и членов семьи. За непредоставление декларации предусмотрена ответственность, и здесь есть определенный дисбаланс: с одной стороны, ты можешь отвечать только сам за себя, с другой стороны, ты несешь ответственность за супруга и детей. А если вы в браке, но не общаетесь? Ты можешь лишиться работы по утрате доверия, если жена не даст тебе сведения о своих доходах. Поэтому нужно было как-то обезопасить лицо, которое подает декларацию, — ведь бывают обстоятельства, когда оно действительно не может предоставить сведения. И государство позаботилось, чтобы сформировать объективную коллегию людей для оценки существенности причин — есть специально созданные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Кто-то может ссылаться на то, что основными принципами противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности. Да, в отдельных случаях не будет открытости, потому что комиссия установила правомерность непредоставления сведений. И да, формулировка «объективные причины» весьма шаткая, официально закрепленных разъяснений объективности нет.

Руководитель проекта «Декларатор.org» Андрей Жвирблис считает, что законопроект имеет технический характер:

— В этом законопроекте на самом деле нет ничего особо интересного. Действительно, на федеральном уровне такие нормы уже принимались. Связано это с тем, что должностные лица обязаны раскрывать сведения о доходах и имуществе своих семей. Уточню, что в самом законопроекте никаких коррупционных рисков не заложено. Коррупционные риски можно предполагать в работе закона, когда он будет принят. Важно, кто, как и по каким критериям будет принимать такие заявления. Но на самом деле вряд ли здесь есть риск [коррупции], так как вывод активов существует разный, и такой способ — самый грубый и глупый. А если брать обычный случай, когда чиновник не живет с женой и не может предоставить ее данные по активам, то прокуратура может предложить развестись. То есть такое объяснение [о раздельном проживании] может быть принято, но это один-два года. Далее нужно изменять свое гражданское положение. Этот законопроект нужен, чтобы такие узкие места, ситуации решить.

 

Как эта норма уже функционирует

В 2013 году Минтруд России выпустил разъяснения о применении федерального закон №230-ФЗ от 2012 года «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Ведомство указало, если служащий по объективным причинам не может предоставить сведения о доходах супруга, у него есть право обратиться в комиссию по урегулированию конфликта интересов с соответствующим заявлением. На сайте Генпрокуратуры есть специальная форма для этого.

При этом перечень уважительных и объективных причин в законе не прописан. Как указал Минтруд, комиссия при принятии решения должна исходить «из оценки всей совокупности имеющихся сведений». В том числе нужно учитывать и пояснения самого служащего о том, почему предоставить эти данные невозможно: например, «супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске».

В обзоре проблемных вопросов, возникающих при сдаче и проверке деклараций, Минтруд в 2018 году пояснил, что можно считать уважительной причиной не указывать благосостояние членов семьи. Например, когда супруг находится в длительной командировке, в местах отбывания наказания или супруги живут не вместе. В документе уточняется, что сам по себе факт разрыва отношений не может расцениваться как объективная и уважительная причина.

«Причину непредставления служащим сведений о доходах супруга и несовершеннолетних детей можно признать объективной и уважительной в случае, если служащий принял все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им соответствующей обязанности», — резюмируется в обзоре.

Мария Старцева, Ирина Шабалина, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости