Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми
Республика Коми

Как правильно читать новости и не дать себя обмануть. Лекция бывшего редактора сайта «Дождя» Ильи Клишина об инфошуме

Баркемп в Сыктывкаре

Как отличить инфошум и фейки от полезных новостей, почему не стоит безоговорочно доверять даже журналистам независимых изданий и что нужно делать, чтобы не попасть в информационную ловушку, — об этом бывший главред сайта телеканала «Дождь», диджитал-директор RTVi Илья Клишин рассказал на баркемпе в Коми 7 июля. Кейсы от Ильи Клишина — в материале «7х7».

Инфошум и фейк-ньюс

— Что такое фейк-ньюс? Допустим, в Сыктывкаре прошел митинг. Если на него пришло 50 тысяч человек, а издание пишет, что 50 человек, это фейк-ньюс, то есть неправда. Есть неправда, а есть новости, которые фактически корректны, потому что событие или заявление имело место, но это какая-то ерунда. Информация не имеет никакой реальной значимости.

Несколько кейсов по типам информационного шума:

1. Кто-то западный признал что-то российское супер классным

— Например, мы видим заголовок: «Американские эксперты назвали российскую ракету самой страшной ракетой в мире». Потом выяснится, что это какой-то журнал в захолустном штате, зарегистрированный на российское юрлицо в Москве и вообще этого журнала не существует.

А вот правдивая история: «Немецкие депутаты признали Крым безопаснее Германии» — Lenta.ru. Почему это не фейк ньюс? Депутаты были. Из Германии. Но есть нюанс. Когда человек видит такой заголовок, он думает, что, наверное, это депутаты Бундестага Германии. На самом деле это были муниципальные депутаты из какой-то деревни в Саксонии, и они уже несколько лет на подсосе у российского правительства, ездят на форум в Петербург.

Запомните: заголовки типа «Блогеры признали...», «Блогеры высмеяли...», «Пользователи соцсетей возмущены...» — это херня. К сожалению, внимательно технологически такие новости никто не разбирает.

2. "Твиты сенатора Пушкова"

— Сенатор Алексей Пушков — член Совета Федерации. Новости об этом сенаторе появляются чуть ли не каждый день и пишутся по его «Твиттеру». Заголовок: «Сенатор Пушков рассказал о тщетности», «Сенатор Пушков написал твит на английском языке». Это заявление никак не влияет на нашу жизнь, это не новость, но появляется среди пяти самых главных новостей по стране.

3. На уровне мемов и шуток

— «Юрий Лоза раскритиковал выезд автомобиля Аллы Пугачевой на перрон», «Стивен Сигал приедет в Беларусь». Кому это вообще интересно?

4. Адская инициатива, или госдума хочет запретить

— Когда вы видите заголовки типа: в России запретят майнкрафт, кружевные трусы, слово «шаурма», музыку в стиле рэп и так далее. Это фактически некорректно. Как правило, по факту это означает, что какой-то бессмысленный чел из какой-то условно ЛДПР или «Справедливой России» постоянно для пиара вносит такие законопроекты. Большинство людей, листающих новостные ленты, читает заголовки и не проходит по ссылкам, а сразу репостит к себе на стену.

5. Украина

— Если задаться целью, то, наверное, про всех украинских политиков можно найти новости с заголовком «опозорился». Это подсознательно формирует у людей общий негативный фон. Идет некая дегуманизация людей, их начинают воспринимать как каких-то низших существ.

Каждый раз, когда вы видите клоуна, который предлагает что-то смешное, а российское оружие признали самым лучшим на свете, вы не поленитесь пройти по ссылке, проверьте, кто это написал, что за иностранное СМИ, на которое ссылается автор.

Такие новости — пример мягкой цензуры. Вы думаете, что вы действуете по своей свободной воле, но вам навязывают эту повестку. Задумывайтесь, кому это выгодно.

Инфографика Кирилла Шейна

Кому это нужно

— Короткая справка: в России есть администрация президента, в которой есть управление по внутренней политике. Там сидят люди, которые занимаются информационной повесткой. Они отслеживают, что обсуждают люди в сети. В идеале они контролируют федеральные каналы, крупнейшие информационные агентства, газеты, журналы, радиостанции и так далее. Когда по результатам мониторинга они видят, что внезапно люди обсуждают храм в Екатеринбурге или Шиес, их это бесит: они не утверждали обсуждение Шиеса в федеральной повестке новостей. Они не могут запретить независимым изданиям или блогерам обсуждать Шиес или Екатеринбург, но они могут вбросить какую-то другую тему, чтобы все переключили внимание. Обычно это максимально адский треш.

80–90 процентов СМИ в России либо прямо принадлежат государству, либо принадлежат олигархам, аффилированным с Кремлем. Многие из этих СМИ получают «темники» [рассылаемые в редакции темы, пойнты, как они должны относиться к той или иной теме: к скверу в Екатеринбурге, к Ивану Голунову, к Шиесу и протестующим]. Ровно так же приходят указания писать адский треш. Периодически можно встретить новости типа: «Такой-то депутат запретил кружевные трусы». Чем они более дикие, тем больше вызывают недоумение, возмущение, гнев.

Ежедневная аудитория главной страницы «Яндекса» — 25–30 миллионов. Еще три года назад «Яндекс» обогнал по дневной аудитории «Первый канал», поэтому «Яндекс» на самом деле можно назвать главным федеральным медиа и именно в его топ-5 главных новостей России появляется инфошум.

 

Независимые СМИ часто тоже часть системы

— Что происходит после того, как в информационном поле появляется инфошум? Независимые издания (такие, как телеканал «Дождь», «Медуза» и другие) видят, что какой-то депутат от ЛДПР предложил сжигать геев, и говорят: «Давайте напишем про это новость, это какой-то возмутительный треш». Люди в «Фейсбуке», «ВКонтакте», «Твиттере» это подхватывают, потому что это дичь, это начинают репостить, и в итоге все уже забыли про Шиес и Екатеринбург. Мы начинаем действовать так же, как те, кто хотел, чтобы мы обсуждали какую-то новую инициативу «по сжиганию геев». Именно это и является инфошумом, потому что ясно, что закон этот никогда не будет принят.

Любой новостник с опытом такое видит.

В какой-то момент у издания, конечно, может гореть план по трафику, и они, понимая, что сейчас соберут клики и лайки, могут публиковать инфошум.

На мой взгляд, есть два решения. Первое — мы игнорируем этот треш. Но независимых СМИ в России мало, и новости все равно заполнят информационное поле.

Другой вариант — мы пишем, но с такой подачей: это херь, и мы сейчас объясним, почему. Люди любят темы из серии: «власти скрывают» и «смотрите, как вас обманывают».

Как приблизиться к правде и объективности? Я лично пришел к выводу, что, прежде всего, надо быть честным перед самим собой. Ты идешь домой с работы и знаешь, что ты сегодня сделал все правильно. То, что ты лично считаешь важным, ты об этом рассказал. Если ты считаешь что-то ерундой, то либо не рассказываешь об этом, либо рассказываешь и честно называешь ерундой.

При чем здесь проблемы системы образования

— За последние 20 лет медийное пространство изменилось. В фильме «Один дома» действия происходят в 1990 году. Там есть машины, самолеты, микроволновки. Отличие в том, что нет компьютеров, интернета, сотовых телефонов. Это вообще другой мир. Люди в таком мире смотрят телевизор, читают газеты, слушают радио: другого способа получать информацию нет. В Советском Союзе СМИ полностью контролировались государством, в западных странах было несколько респектабельных источников, но не мог любой чувак просто взять и создать свой телеканал, потому что была высокая стоимость входа в медиапространство, чтобы стать источником информации. С появлением интернета и соцсетей из вертикальной система стала горизонтальной, понизилась стоимость входа в медийное пространство. У тебя есть айфон, ты находишься на Шиесе, снимаешь видео, как омоновец ударил женщину, и это видео через час уже возьмет «Медуза», а если, не дай бог, убили человека, через два часа это покажет CNN в Америке. Любой человек может быть средством массовой информации мирового масштаба.

Почему стали говорить об экологии информационного пространства? Потому что стало много мусора, контента а-ля «комменты на YouTube». У всех людей есть возможность создавать такой контент.

Вроде бы правительство не может контролировать все источники информации, но оно может пользоваться тем, что в этом большом объеме информации люди начинают путаться и теряться. Это вопрос медиаграмотности. По сути, нужно в корне менять систему образования. Современные реалии требуют воспитания людей по отношению к информации. Надо начинать с сада, с первого класса и учить детей, что такое фейк-ньюс, что такое пропаганда, как отличать неправду от правды, и делать это нужно на протяжении многих лет.

 


Восьмой образовательный пикник — баркемп в Коми — 6–7 июля традиционно прошел на базе «Гажа вор» в 50 километрах от Сыктывкара. В этом году он был посвящен теме [не]доверия.

Карина Заболотная, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Vova
19 июл 17:36

Напрасно товарищ не посоветовал обращаться к иностранным СМИ, когда в российских очередной "ураган". Если там этого треша нет, то его и реально нет. Был обычаё на Руси ночью слушать Би-би-си :)))

Последние новости