Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ярославская область
  2. Девять приемов пропаганды. Лекция политолога Александра Шмелева на ярославском баркемпе

Девять приемов пропаганды. Лекция политолога Александра Шмелева на ярославском баркемпе

Расшифровка «7х7»

Алексей Уханков
Александр Шмелев
Фото Ильи Бесхлебного
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

На ярославском баркемпе 27 июля политический аналитик Александр Шмелев рассказал о языке и основных приемах пропаганды. Что такое пропаганда и как отличить информационное сообщение от пропагандистского — в расшифровке его лекции.

История пропаганды

В общем и целом пропаганда существовала столько, сколько существуют сообщения, которыми люди обмениваются друг с другом. Пропагандой можно назвать любое сообщение, цель которого — создать у адресата эмоциональное отношение к чему-либо.

Власть испокон веков использовала пропагандистские сообщения. Тем не менее термин «пропаганда» сравнительно новый, его изучение началось лишь в XX веке. Хотя сам он появился в XVII веке как чисто религиозный термин: папа Григорий XV создал Congregatio de Propaganda Fide — Конгрегацию распространения веры. Оттуда термин «пропаганда» и перекочевал в светский язык.

В современном значении этот термин начал использоваться во время Первой мировой войны, когда коммуникации получили такое развитие, что правителям воюющих стран стало ясно, что надо как-то заводить собственное население и вести какую-то работу с населением противника. Началось активное издание пропагандистских плакатов и листовок, а умники, сидящие в штабах, начали пытаться систематизировать разные ходы в этих плакатах и листовках и определять, что работает, а что не работает.

После Первой мировой войны это изучение не остановилось, и в 30-е годы в США был даже создан целый институт анализа пропаганды, который в течение 10 лет разбирал разные пропагандистские ходы. В Советском Союзе тоже велась подобная работа, только речь шла не о пропаганде, а о контрпропаганде. После распада СССР эта тема сошла на нет, но в последние пару десятилетий в России происходит расцвет пропаганды, которая ведется по тем же самым классическим образцам.

Не каждое сообщение, цель которого создать эмоциональное отношение к чему-либо, является пропагандой в чистом виде. Хотя любая авторская колонка в СМИ использует какое-то количество пропагандистских приемов и обращается не только к разуму, но и к эмоциям, в большинстве случаев пропагандой это не является. Я попытаюсь перечислить основные приемы, при виде которых можно уверенно говорить, что сообщение пропагандистское.

1. Навешивание ярлыков

Первый и главный прием, который использовался еще в 30-х годах прошлого века, но не потерял актуальность и в наши дни, по-английски называется name calling, что можно перевести как навешивание ярлыков. Идея очень простая: когда ты описываешь человека, группу людей или какое-то явление, к которому хочешь создать негативное отношение, ты присваиваешь ему название, которое несет негативные коннотации. В 30-е годы это были «контрреволюционеры», потом «троцкисты», «фашисты» (этот термин активно используется и по сей день). Сейчас для описания несогласных с политикой российской власти используются термины «пятая колонна», «национал-предатели», «агенты Госдепа».

Для описания сторонников действующей украинской власти используются слова «бандеровцы», «хунта». Если какой-то из таких терминов встречается, то понятно, что сообщение пропагандистское. Однако бывают и более тонкие ходы. Например, чтобы сформировать негативное отношение к нынешним московским протестам, в СМИ говорится, что на улицы выходят навальнисты. На самом деле в протестах участвуют далеко не только сторонники Алексея Навального, а люди, поддерживающие самых разных кандидатов, которым отказано в регистрации. Но, когда они маркируются термином «навальнисты», для слушателей и читателей они преподносятся как группа вечно несогласных людей, которые протестуют по любому поводу. Понятно, что этот прием используется не только в России.

2. «Сияющие обобщения»

Второй прием противоположен первому, по-английски он называется glittering generality, по-русски — «сияющие обобщения». Это термины, которые сразу включают позитивные коннотации. Самые известные — это «патриоты», «традиции», «духовность».

Примером того, как одно и то же событие описывается с помощью двух противоположных приемов пропаганды, name calling и glittering generality, являются две фразы. Первая: матерый политикан вступил в сговор с главарями бандформирований. Вторая: опытный политик заключил соглашение с лидерами партизанских отрядов.

3. Перенос

Еще один крайне популярный прием пропаганды — перенос (transfer). Это когда берутся исторические события, к которым у аудитории есть четко выраженное отношение, и современное явление подается с привязкой к таким событиям. В российских условиях таким историческим событием на протяжении последних 20 лет является Великая Отечественная война. С помощью нее создается позитивное отношение к действующей власти, как наследнице победителей, хотя действующая власть имеет к той победе косвенное отношение.

И наоборот, при рассказе о современных украинских реалиях параллельно говорится о Волынской резне или о бандеровцах на Западной Украине.

Примером переноса является установка памятника князю Владимиру у правительственных ворот Кремля. Всем понятно, что ставится памятник тому Владимиру, но как бы заодно и этому Владимиру [Путину]. А во-вторых, Владимир из киевского князя в головах людей превращается в московского.

4. Свидетельство

Четвертый классический прием пропаганды — свидетельство (testimonial). Подмечено, что аудитория гораздо более склонна доверять сообщениям, подкрепляющимся ссылкой на авторитеты. Если журналист пишет «в последнее время сильно выросли цены», то этому поверят гораздо меньше людей, чем сообщению, начинающемуся словами «по данным статистики…».

Частный случай этого приема — подкрепление какого-то тезиса цитатами великих людей. И совсем частный случай, распространенный в России, — это ложные цитаты, когда придуманная фраза приписывается известному историческому деятелю.

5. «Соломенное чучело»

Пятый прием называется «Пугало» или «Соломенное чучело». Это когда ты берешь точку зрения оппонента и некоторым образом ее передергиваешь, утрируешь, так что она уже не соответствует тому, что говорил оппонент. И ты начинаешь с этим спорить, опровергать. Например, можно заявить: «Как известно, либералы призывают к развалу России» и потом доказывать, что Россия должна оставаться единой. Легко быть убедительным, когда ты споришь с искаженным тезисом оппонента. Но этот прием хорошо работает, только когда у тебя есть контроль над средствами массовой информации, над дискурсом.

6. Подавляющее большинство

Очень важный прием пропаганды — band wagon, что в переводе звучит как «большой вагон», а по сути обозначает «подавляющее большинство». «Большинство людей считает, что…», «86% россиян поддерживают…», «каждый второй опрошенный негативно относится к…». Большинству людей приятно быть вместе со всеми. Есть исключения, но их мало. Поэтому создание картины того, что думает большинство и как оно к чему-то относится, является наиболее удобным пропагандистским приемом, особенно когда это подтверждается карманной социологией. Социология — это отдельная тема, поскольку в условиях не полностью свободных стран трудно понять, говорят ли люди то, что они реально думают, или то, что они считают правильным показать незнакомому человеку, который задает вопросы. На приеме band wagon базируется вся российская пропаганда последних пяти лет.

7. «Какнасчетизм»

Прием, который не был описан в 30-е годы и который считается специфическим русско-советским, называется whataboutism — «какнасчетизм». Суть приема в том, что в ответ на претензии к происходящему в твоей стране ты переходишь к разговору о том, что происходит в других странах. Известный советский анекдот: армянское радио спрашивают «Сколько мяса советский рабочий может купить на свою зарплату?» Долгая пауза, ответ: «А у вас негров линчуют». Прием массовый, используется и в СМИ, и в выступлениях политиков, включая того человека, кого некоторые считают президентом Российской Федерации («А что, вы хотите, чтобы как в Париже было?»).

8. Ложная дилемма

Прием «ложная дилемма». На нем основано большинство ток-шоу. Есть несколько сторон, у каждой из которых своя точка зрения. Но точка зрения, которая более-менее соответствует реальности, не звучит вообще. В итоге есть спор, есть аргументы, контраргументы, есть эмоции, но все это только уводит от сути происходящего.

9. «Ложечки нашлись, но осадочек остался»

Последний прием я бы назвал «Ложечки нашлись, но осадочек остался». Суть в том, что вбрасывается полная чушь, ложь, которая в дальнейшем легко разоблачается. Но в головах фиксируется, что что-то такое было не очень хорошее. Самый, наверное, известный пример последних лет — это распятый мальчик в Славянске. История была тысячу раз опровергнута, но все равно в сознании некоторых людей она осталась: распятого мальчика, может, и не было, но какие-то ужасы там все же были. Другой пример: Навальный украл весь кировский лес. Бороться с этим очень трудно. Как говорят сами пропагандисты, для этого нужно не опровергать фейк, а вбрасывать другую историю, не менее яркую, но противостоящую исходной.

Этос, пафос и логос

Разные пропагандистские приемы могут использовать и вполне добросовестные журналисты и публицисты, которые просто очень эмоционально восприняли какую-то тему. Но важно помнить вот о чем. Еще древнегреческий философ Аристотель сформулировал три составляющие риторики: этос, пафос и логос (уместность, эмоциональность и логика повествования соответственно). Так вот одним из способов опознать пропагандистское сообщение от информационного заключается в том, чтобы отбросить эмоциональную составляющую. Если после этого в нем что-то останется, значит, сообщение — не пропаганда. При этом важную роль играет не только логос, но и этос — уместность и корректность сообщения в данной ситуации.

Первый интеллектуальный пикник — баркемп в Ярославле — прошел 27 и 28 июля на территории спортивного клуба «Степень свободы». Два дня под открытым небом на площадках «Лес» и «Пляж» шли лекции, дискуссии на культурные, научные и общественно-политические темы.

Материалы по теме
Мнение
26 ноября 2023
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Нужен ли нам такой «народный представитель»?
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Шаркич
28 авг 2019 16:16

И всеми ими в совершенстве владеют либералы.

Как вы достали..
28 авг 2019 16:38

Кто такие, в вашем понимании, эти ужасные "либералы"? Что заладили как попугаи за телеящиком. Путинизм с вертикалью едресней и авторитаризмом лучше? Тогда почему в развитых странах люди лучше живут?

Пшелты
18 сен 2020 15:49

А в каких таких странах? Наверное в сша?

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БаркемпБаркемп ЯрославльСМИ