Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия

Кировский Росприроднадзор объединили с пермским и удмуртским. Общественники — о том, как это может повлиять на экологию в области

Обзор «7х7»

Из-за реорганизации региональных управлений Росприроднадзора за экологической безопасностью Кировской области теперь будут следить из Перми. В Минприроды России посчитали, что межрегиональные ведомства лучше справятся с контролем. «7х7» узнал, какие плюсы и минусы можно ожидать от реорганизации.

Что произошло

С 1 августа 2019 года из управлений Росприроднадзора (РПН) по Удмуртии и Кировской области создано Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с административным центром в Перми. Как следует из приказа Минприроды РФ, ведомство подвергли глобальной реорганизации: вместо 89 региональных управлений создаются 32 укрупненных межрегиональных. Новая структура призвана обеспечить независимый контроль за экологическим благополучием в стране.

В управлении Росприроднадзора по Кировской области не ответили на вопросы «7х7» о том, сколько инспекторов будет работать в новом ведомстве, сколько сотрудников сократили при реорганизации и как новая структура повлияет на качество надзора. В ответе ведомства только говорится, что «новое управление сформировано с учетом сложившейся практики работы <…> с сохранением полного объема реализуемых ранее полномочий на территории Кировской области».

Зачем объединять ведомства

Как пишет издание «Реальное время», по замыслу авторов реформы, каждое управление Росприроднадзора будет отвечать за состояние окружающей среды на территории двух и более субъектов России. Например, Москва объединяется с Калужской областью, Московская область — со Смоленской, в Самаре формируется управление по Самарской и Ульяновской областям, в Нижнем Новгороде — по Нижегородской области и Мордовии, в Саратове — управление по Саратовской и Пензенской областям. Росприроднадзоры Ярославской и Костромской областей сливаются с центром в Ярославле. Создано межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, Центрально-Черноземное межрегиональное управление объединит пять областей: Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую и Тамбовскую области с центром в Воронеже. Основные центры в Центральном федеральном округе — Москва, Ярославль, Иваново, Тула, Воронеж. 

В Северо-Западном и Южном федеральных округах будет по четыре межрегиональных управления, в Поволжском федеральном округе — шесть.

Политолог, руководитель кировского «Офиса консультантов инициативного бюджетирования» Михаил Шевелёв рассказал «7х7», что тренд на укрупнение задан в России давно, но обычно речь не идет об изменении функционала соединенных ведомств.

― Мне кажется, на сегодняшний день чисто экономически и инструментально процесс укрупнения оправдан, но оправдан не из-за увеличения ответственности и функционала конкретного человека, а из-за децентрализации, которая возможна благодаря системам управления, интернету. Я допускаю, что сейчас идет упрощение в плане бумажной работы, отчетности, власть дают людям, лояльным к системе. В подавляющем большинстве случаев укрупнение, как мне кажется, связано с тем, что нет желания искать новых людей, нет лифтов по выращиванию новых специалистов ― приходится брать тех, кто уже есть, давать им большую зону ответственности и большее влияние. Укрупнение муниципальных органов власти приводит к тому, что принятие решений уходит на более высокий уровень и система начинает затухать, сама жизнь начинает затухает, это делает систему более хрупкой, ― считает Шевелёв.

По его мнению, кадров нет, потому что сейчас у власти «парадигма временщиков», когда губернаторам и руководителям муниципальных органов власти ставят короткие задачи — не больше чем на пять лет.

― В этой системе заниматься воспитанием кадров никому не интересно. Интересантом должны быть система образования, власть, но, видимо, это не выгодно: не приносит быстрых денег, быстрых результатов, а система кадров должна выстраиваться десятилетиями, ― считает Шевелёв.

Общественники — про «мосты» и бюрократию

Кировские экологи и активисты по-разному оценили риски слияния региональных управлений РПН. Руководитель общественной организации «Чепецк.ру» Сергей Алтобаев считает, что эффективность нынешнего кировского ведомства не очень высокая, поэтому «хуже стать не может», особенно если число и уровень специалистов в РПН останется прежним.

― Надо отличать управленческий аппарат и специалистов. С последними мы работали, у меня не возникло сомнений в их компетентности и мотивации. Думаю, перенос административного управления кировского РПН в другой регион может даже сказаться позитивно. Так будет сложнее навести мосты дружбы между проверяющими и проверяемыми, ― прокомментировал Алтобаев.

Алтобаев заявил, что не может вспомнить ни одного случая, когда его обращение в кировский Росприроднадзор приносило бы результат, в отличие от взаимодействия с другими ведомствами: с департаментом экологии и природопользования, с природоохранной прокуратурой, с городской прокуратурой.

― Есть только два примера, когда был какой-то итог. Это две очень прохладные истории. Первая ― когда мы выиграли у Росприроднадзора в суде дело об отмене заключения государственной экологической экспертизы. Вторая ― когда мы делали заключение общественной экологической экспертизы по проекту приведения в безопасное состояние чепецких могильников радиоактивных отходов. Это была большая работа, объединившая многих в желании добиться наилучших технологий от «РосРАО». В рассмотрении проектной документации участвовали сотрудники завода «ГалоПолимер», завода минеральных удобрений, ВятГУ. Когда мы сделали заключение и отправили его в Росприроднадзор, они ответили, что не знают, как учитывать общественную экспертизу при рассмотрении проекта. То есть дали понять, что слушать специалистов извне никто не станет, ― рассказал Алтобаев. — Сейчас в ситуации с Марадыково [в Кировской области собираются строить комплекс по работе с опасными отходами] жителей успокаивают как раз тем, что будет проведена общественная экологическая экспертиза. В моем понимании и на личном опыте ― это страшнейшая ложь.

В законе об экологической экспертизе говорится, что общественная экологическая экспертиза носит рекомендательный характер, но Росприроднадзор может сделать ее заключение обязательной к исполнению, если утвердит его. Но в положении о самом Росприроднадзоре не прописаны какие-либо действия относительно общественной экологической экспертизы. То есть формально у ведомства нет полномочий утверждать заключение и таким образом придавать ему юридическую силу.

Координатор движения «Чисто Вятка» Григорий Поскрёбышев предположил, что после присоединения, из-за того, что административный центр будет в Перми, ждать реакции на обращения придется дольше, дороже будет звонить туда и ездить. Кроме того, считает он, нужно будет с нуля выстраивать удлиннившуюся бюрократическую цепочку, понять, кто за что теперь отвечает: скорее всего, запросы нужно будет отправлять в Пермь, откуда их направят в кировский отдел, а потом обратно для утверждения ответа.

По словам Григория Поскрёбышева, проблем с кировским управлением Росприроднадзора у него не возникало. В одной ситуации, когда в районе целлюлозно-бумажного комбината предельно допустимая концентрация по нефтепродуктам была превышена в восемь раз, ведомство реагировало на жалобы и независимые экспертизы общественников.

― Была другая ситуация, когда нам шли только отписки, но было хоть что-то, а не пустота, как с [кировским] управлением Роспотребнадзора! Была хоть какая-то бумага, какая-то информация, а от тех ничего, мне как представителю НКО никогда не давали адекватный ответ, ― рассказал он.

Председатель Котельничского районного отделения Союза «За химическую безопасность» Андрей Таранов вспомнил, что с Росприроднадзором они общались в основном по вопросам хранения и уничтожения химического оружия:

― В 2000-х годах были попытки военных уничтожить [отравляющее вещество] зарин на установках, которые не прошли экспертизу. Эти работы вызывали опасения не только у местных жителей, но и у самих работников завода. Тогда Росприроднадзор включился в этот процесс, участвовал во всех круглых столах и нам удалось отстоять, эти комплексы не стали использовать. Тогда они были нам в помощь, но все равно полностью независимым органом, как это должно быть, они не были.

Риски для экологии Кирова

В Кировской области сейчас две резонансные темы, которые относятся к сфере контроля Росприроднадзора: строительство комплекса по ликвидации и обработке отходов 1–2 класса опасности на бывшем объекте уничтожения химоружия «Марадыковский» и возникающие неприятные запахи в юго-западном районе Кирова. Их вероятным источником жители города и чиновники считают промплощадки кировского биохимзавода (БХЗ). 

Фото Марии Старцевой

Росприроднадзор контролирует только те объекты, которые находятся в федеральном ведении. То, что в региональном ведении, контролирует областное Министерство охраны окружающей среды. И объект «Марадыковский» (точнее, два полигона, где захоронены отходы после уничтожения химоружия), и промплощадки, откуда пахнет тухлыми яйцами, — это объекты федерального надзора. Об этом «7х7» сообщили в Министерстве охраны окружающей среды по Кировской области.

Говорить о надзоре за работой нового комплекса по работе с отходами еще рано ― не готовы ни техническое задание, ни проектная документация. Эти документы будут проходить государственную экологическую экспертизу, которую как раз оценит Росприроднадзор. 

С неприятным запахом сложнее: полномочия в этой сфере имеют Роспотребнадзор и Росприроднадзор, но, как заметила 17 июля на заседании комитета по экологической безопасности и природопользованию в Заксобрании министр охраны окружающей среды области Алла Албегова, «федеральные органы затрудняются принять меры в рамках своих полномочий». Проблему с запахом в Кирове надзорные ведомства не могут решить как минимум с 2010 года.

Позиция БХЗ сводится к тому, что источником неприятных запахов являются не они: замеры надзорных органов неточны, ветер дул не с той стороны, а еще предприятие расположено в непростой точке, где санитарно-защитные зоны и запахи накладываются друг на друга. Об этом представители завода сказали на комиссии по экологии в Общественной палате 14 июля. Подтвердить или опровергнуть эту позицию у региональных и федеральных чиновников не получается: иногда их просто не пускают на территорию завода. По словам Албеговой, если бы руководство БХЗ пустило специалистов министерства для взятия проб воздуха на их территории, чиновники поверили бы предприятию и «стали бы его защищать», продолжать поиски источника запаха на других предприятиях этой промплощадки. 

Представителей Роспотребнадзора и Росприроднадзора на заседании этой комиссии не было. В июне в Кирове возбудили уголовное дело из-за нарушений правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ (часть 1 статьи 251 Уголовного кодекса). Из-за этого с 18 июня Росприроднадзор начал внеплановые проверки производства и очистных систем биохимзавода. В прокуратуре Кировской области «7х7» сообщили, что уголовное дело еще расследуется. 

 

Ирина Шабалина, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Первый звоночек
28 авг 22:39

Медведев торопится под шумок объединить национальные республики и создать макрорегион. Первые шаги уже делаются.
Кировский Росприроднадзор объединили с пермским и удмуртским. Общественники — о том, как это может повлиять на экологию в области
https://7x7-journal.ru/articles/2019/08/28/kirovskij-rosprirodnadzor-obedinili-s-permskim-i-udmurtskim-obshestvenniki-o-tom-kak-eto-mozhet-povliyat-na-ekologiyu-v-oblasti
У медведева остаётся всего один год чтобы подготовить Россию(Рф) к передаче под внешнее управление.

Последние новости