Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ярославская область
  2. «Нужен позитивный контекст». Социологи в Ярославле поразмышляли над образом будущего глазами молодежи

«Нужен позитивный контекст». Социологи в Ярославле поразмышляли над образом будущего глазами молодежи

Александра Яшаркина
Фото Николая Рябова, коллаж Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«Московское дело», новый виток экологических протестов в Ярославле и активное участие в массовых акциях молодежи стали поводом для волны исследований об участии нового поколения в актуальной повестке. Одним из таких исследований стала работа социолога из Высшей школы экономики (ВШЭ) Григория Юдина «Неравенство и мобильность. Образ будущего глазами молодежи», которую обсудили в ярославском киноклубе «Нефть». «7х7» посетил дискуссию и зафиксировал ее основные тезисы.

Аполитичная молодежь уходит в прошлое

Исследование Григория Юдина проводилось с июля по октябрь 2019 года в России, Белоруссии, Армении и Украине. Социолог изучал, как общественно-политическая ситуация влияет на ожидания молодежи от будущего. По итогам интервью и фокус-групп Юдин сделал вывод, что молодежь в России ощущает значительное неравенство: общество воспринимается ею как «пирамида с широким основанием и элитой, отделенной от основной части». При этом социальные слои молодежи мало взаимодействуют друг с другом, происходит формирование закрытых классов. Идеалом гражданского общества для молодежи в России выступают страны Северной Европы, отмечается в исследовании.

По мнению Юдина, типичная аполитичность молодежи в России постепенно уступает место сформированным политическим позициям, у молодых людей очень высок уровень информированности о политических событиях, в частности, о протестах в Москве летом 2019 года.

«Сначала в бой идет молодежь, а потом — одни старики»

Антрополог Александра Архипова развеяла стереотип о том, что в протестах участвуют преимущественно школьники и студенты. По ее словам, когда начинается протестная волна, сначала на массовые акции выходит молодежь, а по мере развития оппозиционного движения возраст участников поднимается до 40 лет.

— Сначала в бой идет молодежь, а потом — одни старики. Такой цикл мы наблюдаем каждый раз, — пояснила Архипова.

Александра Архипова

Наиболее популярным форматом протестов для несовершеннолетних сегодня являются одиночные пикеты и так называемые «мгновенные пикеты», когда несколько людей пикетируют по очереди. Жертвовать средства и ходить в суды готовы люди в возрасте от 26 до 35 лет: они уже зарабатывают и могут себе позволить переводить деньги на ту политическую активность, которую считают значимой. Люди более старшего возраста готовы разговаривать с друзьями, проводить агитацию.

«Ощущение опасности словно бы дает право на повышенный контроль»

Большое опасение Александра Архипова высказывает по поводу того, что из-за некоторых событий за современными подростками устанавливается тотальная слежка со стороны родителей, учителей, правоохранительных органов.

— На мировое сообщество влияли разные события — появление хиппи и их flower power, убийство семьи Романа Полански так называемой «семьей Мэнсона», стрельба в школе «Колумбайн». Последнее сильно повлияло на педагогическую мысль. Были проведены воспитательная реформа, тренинги для учителей. Попытки самоубийств, убийств и применения другого насилия снизились. Однако в результате возникает куча разных страхов о том, что наши дети могут стать объектом влияния, — отметила она.

Архипова уверена, что современные подростки занимают то положение, которое раньше не занимали.

Молодые люди становятся ньюсмейкерами и инфлюэнсерами, создают собственную повестку и активно высказывают свою позицию. Но родители, педагоги и правоохранительные органы по-прежнему воспринимают это как влияние внешнего контроля.

— Родители по умолчанию предполагают, что дети будут скрывать и врать. Практики взаимоотношения ребенка, подростка, молодого человека с учителями и родителями резко меняются: ощущение того, что ребенок — агент внешнего контроля, позволяет легитимизировать повышенный контроль. Ощущение опасности словно бы дает право на повышенный контроль. А сверхконтроль приводит к тому, что подростки не хотят повторить судьбу родителей. Мы начинаем бояться детей. Мой образ будущего довольно депрессивный — в головах некоторых педагогов и родителей прочно засела мысль: «увеличивайте контроль или мы потеряем связь, — пояснила Архипова.

«Взросление нынешней молодежи происходит быстрее»

Ярославский социолог Евгений Голубев рассказал, как он видит будущее молодежи по итогу изменения разных сфер жизни.

— У передовых экономик сейчас популярно развитие зеленой альтернативной энергетики, электромобили, наработки big data, искусственный интеллект и так далее, — указал он.

По мнению социолога, взросление нынешней молодежи происходит быстрее, они быстрее схватывают информацию. Кроме того, молодежь стала позже вступать в брак в последние 10-15 лет.

Евгений Голубев

— Молодежь аналитична, не такая наивная, как 20 лет назад, очень быстро схватывает информацию, сечет, как говорится, что происходит в экономике и политике, лучше знает языки. Молодежь отрицает прямой диктат, родительский в первую очередь. Они не ориентируются на традиционные практики своих родителей, — рассказал Голубев.

По его мнению, молодежь сама четко не формулирует образ будущего, но чувствует, что перспективно, а что — нет.

— Что хочет молодежь — свободу самоопределения, высокий уровень жизни, независимость от родителей, интересную работу, интересный досуг, социальное окружение, социальную справедливость, меньше работать и больше получать, — отметил социолог.

Голубев считает, что реализовать все это можно только в крупных городах. И тем не менее он призвал молодых людей стать двигателем позитивных изменений для Ярославля.

— Нам нужен позитивный контекст, — уверен он. — Я был разработчиком социально-экономических программ для города Ярославля. Там были люди, которые предлагали идеи: все объединяются вокруг того, что город должен стать лучше. Вот этим и стоит воспользоваться для того, чтобы выстроить новую идеологию. Пять лет уже экономическому кризису, поколение уже выросло. Таких длинных кризисов в современной истории еще не было. Сознание становится кризисным. Из этого кризиса пора выходить. И ваши идеи, светлые, жизнеутверждающие, это помощь в том числе и для нашего поколения.

«На что рассчитывает дряхлеющая система»

— Мы живем в мире старой политики, социологии, в мире штампов, которыми молодежь не мыслит, на что рассчитывает дряхлеющая система: чтобы молодежь пошла по пути, который позволит добиться перезагрузки и сценария транзита, — уверен ярославский политолог Сергей Киселев. — Расчет на это: что молодежь пойдет туда, где есть деньги, а где они — у государства.

После дискуссии молодые ярославцы Артур Стажков и Антон Повшедный представили фильм «В каждом из нас» о том, чем живет молодежь Ярославля сегодня. Создатели ленты также поучаствовали в дискуссии.

Слева направо, Артур Стажков, Антон Повшедный, Сергей Киселев

— Думаю, что сейчас, за последние два года, политика стала модной, она будет только больше становиться модной, тем более учитывая последние московские митинги. Даже у меня, человека довольно скептичного, была одна реакция — агрессия. Тогда я задумался об эмиграции, но сейчас понимаю, что должен остаться, чтобы повлиять на будущее этой страны, — рассказал Стажков.

По мнению Повшедного, сейчас невозможно быть аполитичным:

— Как бы ты ни жил, в каких соцсетях не сидел, даже если телевизор смотришь, ты все равно узнаешь какие-то новости. Для нас с Артуром самая информативная площадка — это твиттер. Это локальное место, где все друг друга понимают, со своими шутками и новостями. Они распространяются молниеносно, и самая бурная реакция тоже там.

Организатор волонтерского объединения «Неравнодушная молодежь» Вадим Гурьянов спросил у экспертов, как можно организовать патриотическое воспитание молодежи без милитаризации и постоянного напоминания о военных заслугах. Евгений Голубев предложил решение: любить малую Родину, а не большую. По его мнению, групп, которые «исповедуют ура-патриотический угар», становится все меньше и меньше, особенно в среде молодежи.

Минус 10 тыс. человек за 10 лет

Голубев не уверен, что нужно говорить отдельно о будущем для ярославской молодежи: следует отмечать общие тенденции. Но главную проблему он видит в том, что ярославская молодежь уезжает из города, так как здесь, по его мнению, для них нет перспектив.

— Уезжает наиболее активная, наиболее творчески востребованная ярославская молодежь, — признает он. — Потеря за последние 10 лет — 10 тыс. человек человек, это много, потому что это — лучшие. В этом смысле образ будущего ярославской молодежи не очень приглядный, если у нас ничего позитивного не произойдет. Мне кажется, у нас есть шанс, несмотря на все негативные тенденции. От нас уезжают лучшие ярославцы — но приезжают лучшие костромичи, ивановцы, архангелогородцы. А чтобы они здесь оставались и не ехали дальше — в Москву, Питер и за границу, нужно делать город лучше.

Социолог уверен, что молодежи следует проявлять себя политически и идти на выборы, активно голосовать: «От вас кое-что зависит — в 2021 и 2024 году будут выборы. Нужно выходить из спящего режима. Многое зависит от того, как вы придете, как проголосуете и какой выбор сделаете. Предстоит очень большое турбулентное будущее, и если вы опять останетесь дома на диване, то лучшего будущего не будет».


Короткометражный фильм «В каждом из нас» вышел в августе 2019 года. Его героями стали ярославские музыканты, танцоры и поэты.

Материалы по теме
Мнение
4 января
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
Кого боится режим Путина: эльфы, персонажи мультфильмов и магазинные ценники
Мнение
2 января
Даниил Зубов
Даниил Зубов
Первый год вдали от родины
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
МолодежьПротестСобытияЯрославская область