Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Мурманская область
  1. article
  2. Мурманская область
Мурманская область

Альтернатива ширпотребу. Как хендмейд-ярмарка «Минт Маркет» в Мурманске приобщает покупателей к идеям разумного потребления и экологии

В Мурманске перед новогодними праздниками состоялся самый большой за последние годы фестиваль handmade — альтернатива потребительству и массовому производству вещей, сувениров и еды. В этом году на ней побывали более 400 посетителей. Инициаторы рассказали «7х7», как их мероприятие с идеей экологичности и разумного потребления стало популярным.

Мятный Мурманский

В 2016 году в Мурманске проходило несколько сезонных ярмарок, но не было площадки, которая объединяла бы вещи, философию и образ жизни. «Минт Маркет» придумали для того, чтобы мастера и рукодельники могли встретиться друг с другом и со своими покупателями лично, предложить рынку свои, действительно оригинальные, экологичные и полезные продукты и придумать новые форматы.

Эта ярмарка отличается от других тем, что, во-первых, на ее прилавках — только то, что своими руками сделали сами северяне, жители Мурманской области. Во-вторых, каждый автор придумал концепцию продукта. Это может быть что угодно — от десертов, в основе которых только агар-агар из водорослей, собранных на берегах Белого моря, до деревянных домиков в стиле северной прибрежной архитектуры для украшения интерьера. В-третьих, покупатель здесь — долгожданный гость, а продавец — радушный хозяин. Люди общаются и отдыхают. Ничего общего с гипермаркетом, где толпы людей затаривают целые тележки.

 
 
 

Индивидуальность в массы

Организаторы «Минт Маркета» — две девушки. Анна Борисенко — владелец магазина изделий ручной работы Womo Space, человек с организаторскими навыками и тягой к прекрасному. С супругом она собирает для своего магазина работы мастеров с разных уголков мира и часто ездит на разные выставки. Наталья Новак работает в мурманском отделении Красного Креста» с 2015 года и организует «Минт Маркет» вместе с Анной. Идею девушки разрабатывали вместе и продолжают развивать ее сообща.

Анна Борисенко

— До «Минт Маркета» я уже делала ярмарки, но безымянные или другого формата. Мне хотелось, чтобы был какой-то постоянный формат и люди запоминали его. Сначала мне было просто интересно. Хотелось, чтобы индустрия ручной работы в Мурманске развивалась скорее, ведь это важно для города и для нас как владельцев магазина с подобным ассортиментом. Раньше мы не знали, кого позвать, интересных участников было очень мало, а сейчас мы удивляемся, как их стало много. Это здорово, — рассказала «7х7» Анна Борисенко.

Наталья Новак

— Меня всегда вдохновляли ярмарки в других городах, на них была какая-то особенная атмосфера. По возвращении домой это ощущение терять не хотелось. А потом оказалось, что формат таких ярмарок интересен и близок многим, и эта ниша требовала развития, — поделилась с «7х7» руководитель молодежной группы мурманского Красного Креста и соорганизатор ярмарки Наталья Новак.

Название для ярмарки искали такое, чтобы говорило об экологичности — о том, что произведено не промышленным способом из природных материалов. Даже провели опрос среди знакомых и потенциальных участников. Вариантов было два: либо мятный, либо лавандовый. Связь с растением в этом случае — символ живого, естественного и здорового. За первый вариант проголосовало большинство.

Первый «Минт Маркет» проходил далеко от торгового центра города. Мебель, украшения для зала, инвентарь — все собирали сами едва ли не по знакомым. В этом году ярмарка прошла в холле делового центра.

— Мы меняли площадки, пробовали разные форматы, но идея оставалась всегда неизменной — познакомить мурманчан с handmade-продукцией местных мастеров и сделать мероприятие чем-то большим, нежели просто ярмарка. Зимняя площадка 2019 года позволила нам вместить «исторический максимум» — более 400 человек. При этом не было снижения потока. Он был стабильно большой на протяжении дня с 14:00 до 19:45. Мы предполагаем, что это не предел, — сказала Наталья Новак.

Ярмарки проводят два раза в год. Поначалу они прибыли не приносили или давали небольшой плюс. Часто организаторы не могли полностью рассчитаться за работу со звукорежиссером и выступающими. Сейчас они стараются оплачивать любой труд полностью.

Тренды

Посетители «Минт Маркета» — родители с детьми, студенты, работающая молодежь, пенсионеры. Все, кто выбрал продукцию местных производителей, а не фабричные подарки к зимним праздникам. Сторонники движения за разумное потребление считают это одним из самых ценных результатов ярмарки.

Лучшей рекламой оказалось «сарафанное» радио. Платные объявления о том, когда, где и во сколько откроется «Маркет», организаторы размещают в местных СМИ и социальных сетях.

— Мы приглашаем мастеров абсолютно разных направлений — от кондитеров до портных. Раньше мы рыскали сами по интернету, а теперь они находят нас. Мы ввели обязательный отбор участников. Я считаю, это важно для маркетов, иначе не будет общей картинки и нужного имиджа мероприятия. Критерии отбора заявок: актуальность, визуальная концепция и дизайн вещей, — пояснила Анна Борисенко.

 
 
 

Тренд последнего года — экопродукция. На зимнем «Маркете» 2019 года мурманчанка Наталья Романенко представила альтернативы неразлагающимся губкам и пакетам — связанные из натуральной пряжи мочалки для тела и посуды, многоразовые диски для умывания и авоськи для покупки продуктов. Продаж было мало, мастер не смогла окупить аренду столика, но не отчаивается:

— «Экотема» только добирается до нашего региона, но уже есть шаги в эту сторону. Люди постепенно отказываются от чрезмерного потребления и интересуются многоразовыми и экологичными продуктами. Это классно.

В «Минт Маркете» участвовали два лектора из Петербурга. Основательница IDIOTSTYLE, проекта «Тихий комикс» Анна Головкова рассказала, как запустить самиздат. Татьяна Киселева — создатель этичной косметики Elska. Она поделилась опытом, как запустить бизнес, даже если в кармане всего 2 тыс. руб., и как наладить экологичное производство. Антон Смирнов привез кассетную портастудию, провел экскурс об истории музыки и познакомил с музыкантами, которые все еще выпускаются на пленочных носителях.

 

Волонтеры

У проекта есть стабильная команда волонтеров. Волонтеры Красного Креста участвуют в самой ярмарке в качестве фандрайзеров и помогают на всех этапах организации. Зимой они традиционно собирали пожертвования на детские обеды, для участников программы «Социальная защита детей» и на новогодние подарки этим детям. За пожертвование волонтеры угощали гостей ярмарки домашним печеньем и дарили открытку. Все, кто хотел присоединиться к движению Креста, узнал больше о волонтерстве и программах организации.

 

— По большей части именно из молодежной команды Красного Креста мы набираем основной костяк волонтеров «Маркета». Иногда мы делаем для них «закрывающую» встречу, собираемся вместе, обсуждаем прошедший «Маркет», что-то дарим. Иногда раздача подарков происходит непосредственно на ярмарке. В любом случае работа каждого волонтера отмечается и поощряется, — сказала Наталья Новак. 

Пока организаторы ярмарки не планируют менять ее формат. Одна из идей — провести «Минт Маркет» на природе.

Анастасия Жухневич, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Свежие материалы