Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. СИМФОНИЯ ИМЕНИ СЕБЯ

СИМФОНИЯ ИМЕНИ СЕБЯ

Михаил Герцман
Михаил Герцман
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

СИМФОНИЯ ИМЕНИ СЕБЯ

(фрагмент романа «Тупица»)

Сегодня я уже не сомневаюсь, что жизнь похожа на музыку, ибо в музыке главное – формообразующая интонация. Так называют интонацию, из которой по­том вырастает все музыкальное произведение. Бывают интонации хоть и яркие, но эпизодические. А формообразующая – это, можно сказать, судьбоносная интона­ция. Неопытный слушатель поначалу и не обратит на нее внимания. И только позже, слушая это произведение в сотый раз, он радостно (или недоумённо, или горько) осознает: вот, оказывается, в чём вся причина...

В этом смысле человеческая жизнь и напоминает музыку, ведь жизнь тоже состоит из многочисленных эпизодов, порой очень контрастных и, на первый взгляд, не слишком связанных между собой. Они-то и играют роль интонаций. Ка­кие-то “интонации” оказывают на тебя гро­мадное влияние, а какие-то – нет. Только понимаешь это да­леко не сразу. Ино­гда думаешь: вот оно, самое главное! А оказы­вается, это пшик. Украше­ние. И наоборот: “интонации”, о которых ты давно и ду­мать забыл, вдруг вырастают в могучие краеугольные камни, в жиз­ненные прин­ципы! Но чаще всего человек об этом вообще не задумыва­ется. Разве что, когда ему становится грустно.

Наверное, в одну из таких минут Чехов и заметил, что человеческая жизнь лишь сюжет для небольшого рассказа. Заметьте, не романа (с этим я бы легко со­гласился), а рассказа. В этом наблюдении много пе­чали и мудрой иронии, но оно верно только при одном условии: если, подобно самому Чехову, вычеркнуть из жизни героя все случайные ин­тонации и выделить ту, главную, судьбоносную, формообразующую. Та­кое и в литературе-то удавалось далеко не всем, может, только одному Че­хову. А в жизни?

С таким же успехом жизнь можно уподобить какой-нибудь мудрёной хими­ческой реакции, или найти аналогии с квантовой механикой, или даже обнаружить что-то общее со спортивным состязанием. Например, с шахматами. Там тоже есть и жертвы фигур, и ход конем, и патовые ситуации, и даже цугцванг – позиция, при которой любой ход ведет к проигрышу. То есть к смерти.

Поэтому я пришел к выводу, что человеческая жизнь все-таки больше похо­дит на симфонию. Почему бы нет? Человек – венец биологического совершенства, а симфонический метод – высший тип музыкального мышления. Как и симфония, жизнь довольно протяжённа и не всегда понятна (особенно чужая); ей нередко предшествует вступление, которое в юности нам кажется чрезмерно затянутым; в ней тоже происходит чередование быстрых и медленных частей, мажорных и ми­норных эпизодов. Человеческая жизнь, как и симфония, может оказаться удачной и неудачной, похожей на тысячи других или совершенно оригинальной, скучной и захватывающей, гениальной и бесталанной, неоправданно длинной и трагически краткой...

Вслушайтесь: жизнь это величественный симфонический концерт! Во время исполнения твоей симфонии параллельно звучат и симфонии других авторов. И тут уж надо быть очень чутким автором и исполнителем, чтобы чужие симфонии не диссонировали с твоей, иначе весь симфонический концерт станет для тебя и дру­гих пыткой. И даже может вылиться в кровопролитную войну.

Человеческую симфонию не может исполнять лишь один со­ли­рующий инст­румент; хочет человек или нет, но это по­лифоническое, многоголосное произведе­ние, в его испол­нении всегда занят симфониче­ский оркестр, состав кото­рого может быть дополнен еще и хором, и со­листами. В этом смысле жизнь нельзя сравнить даже с оперой: любая опера – это все-таки конкретная частная история, а в симфо­нии последовательно концентрируется целый мир. Я уже не говорю о песнях, ро­мансах и даже целых сюитах: они не потянут ни на одну, самую жалкую человече­скую жизнь, зато легко и естественно становятся частью симфонии.

Важный момент: в симфонии обязательно должны присутствовать, как ми­нимум, две контрастные темы – главная и побочная, причём конфликт между ними – обязательное условие симфонического развития. Уверяю вас: произведение мо­жет провалиться, если автор так и не разобрался, какая тема для него главная, а ка­кая – побочная. Тем более, что в симфонии необходимо присутствие нескольких побочных тем.

Всё это и есть симфоническая драматургия. Интонации складываются в мо­тивы, мотивы во фразы, те – в предложения и периоды; они, развиваясь, вырастают в разделы и другие мощные (или хрупкие) конструкции. А сумма этих конструкций уже образует музыкальную форму. То есть жизнь.

Симфонию обычно объединяет общая тональность, иначе говоря, устой. С самыми близкими друзьями мы всегда “звучим” в одной тональности. Или, со­гласно правилам классической гармонии, в тональностях первой степени родства. Эти тональности объединяет не только самое большое количество общих аккордов, но и единый устой. В идеале главная и побочная темы должны находиться именно в таком родстве. Более дальние степени родства располагают лишь одним или двумя общими аккордами. Это уже, скорее, приятельские отношения, у них разные устои. Но, представьте себе, есть и степень родства, предполагающая полное от­сутствие общих аккордов! Такое “родство” и родством-то трудно назвать. Правда (справедливости ради), замечу, что встречаются симфонии и вовсе атональные, то есть совсем без устоев, но здесь уж многое зависит от ориентации. Эстетической.

И вот во всём этом многообразии какая-то из интонаций оказывается формо­образующей. Как её определить? Вся сложность в том, что в процессе развития она постоянно принимает разные обличья, является всякий раз в новом виде, в окруже­нии новых гармоний; она может не только измениться до неузнаваемости, но даже превратиться и в свою противоположность (это не всегда плохо). Но именно в этой изменяемости и состоит, так сказать, квинтэссенция симфонического метода мыш­ления. Разве не так происходит и в жизни?

Увы, ни в начале, ни даже в середине своей симфонии нам, как правило, не дано предугадать, какая из множества интонаций станет для нас формообразую­щей. Мы начинаем постигать замысел Творца только ближе к финалу. Это, собст­венно, самая захватывающая интрига в симфонии по имени Жизнь.

Грустно, конечно, что мы всю жизнь создаем лишь одну и только собствен­ную симфонию. Но зато, чёрт побери, это не маленький рассказ, не химическая ре­акция и не шахматная партия! Это – симфония! Она участвовала во всемирном концерте, она взаимодействовала с другими симфониями (пусть даже в пределах одной квартиры, семьи или компании), она, так или иначе, породила формообра­зующие интонации для будущих симфоний, а значит, она никогда не будет забыта, потому что для кого-то она все равно навсегда останется классической и любимой.

И разве это не прекрасно, что мы приходим на свой единственный симфони­ческий концерт, не имея на руках программки?..

Материалы по теме
Мнение
31 января
Павел Колосницын
Павел Колосницын
Новые правила поступления на факультет журналистики Высшей школы экономики
Мнение
16 января
Алексей Табалов
Алексей Табалов
Не терпите насилие: как защититься от дедовщины в воинской части
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Марковский
4 окт 2010 16:27

прочитал с большим удовольствием. Только вот после прочтения текста остался какой-то минорный осадок. Как любил говаривать герой фильма "Вечный зов" про фанфары.
Но сам философский подход мне очень инпонирует. Не зря учат старики изучай владение мечом и музыкальным инструментом, будешь уметь защать свое тело и наполнять душу.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме