Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Суть правозащитного движения

Суть правозащитного движения

Владимир Пыстин
Владимир Пыстин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

             Нет людей, которые бы не любили свободы. Но справедливые требуют ее для всех. Несправедливые - только для себя.



                          

Отношение к истине

  

С древнейших времен в любом обществе всегда имелись более или менее мозговитые, и не совсем. Но именно мозговитые в значительной степени определяли выбор курса общественного развития. Иначе мир не достиг бы стадии цивилизации. Наивно было бы полагать, что все разумные имеют одинаковую мотивацию деятельности. В значительной степени она определяется степенью  эгоистических или альтруистических наклонностей личности. Речь пойдет о вторых.

  Чаще всего «мозговитые» находились в оппозиции к власти. Потому что институты власти, практически всегда, при любом государственном устройстве, пытаются подавить и подчинить своей воле общество и эксплуатировать его. Т.е., любая власть всегда представляет собой «институт угнетения и подавления», в той или иной степени зависящий от общественного мнения. Власть в силу этого всегда стремится к унификации, установлению монополии на истину, желанию дать простейшие ответы на самые сложные вопросы. Предполагается, что не способные к мышлению, не в силах усвоить сложные ответы.

 «Мозговитые» же не признают права монополии кого бы то ни было на истину. Они признают право на существование любой идеологии, любой точки зрения. Но в то же время бьются за то, чтобы носители этих идеологий и точек зрения не ущемляли права других социумов, были толерантны.

  В мире всегда происходили серьезные конфликты, в первую очередь на экономической почве, но в силу присвоении кем-то монополии на истину. И эти конфликты доходили до вооруженных столкновений и кровопролитных войн.

  Можно как угодно называть эти столкновения, как борьбу с коммунизмом, фашизмом, терроризмом и т.п., в основе всегда лежит примитивное мышление приверженцев монополии на истину. Понятно, что государства - жертвы агрессии, чаще всего тоже имели власть, присвоившую себе монополию на истину, и, зачастую, мало чем отличавшуюся от власти страны-агрессора.

                  

Толерантность – это мир

И - парадокс. Конец 20в-начало 21 в. явили миру ожесточенное противостояние между сторонниками монополии на истину и их оппонентами, которое стало проходить через социальные структуры общества, включая даже семью. Все чаще и чаще мы наблюдаем проявления ярости, агрессии и нетерпимости. Все чаще и чаще открыто звучат призывы к отказу от толерантности, проявляется тенденция руководствоваться эмоциями, а не логикой и законом.

   Звучат открытые призывы к отказу от стремлений понять и признать другую точку зрения, понять людей другой культуры, расы, народности, взглядов, социальных групп. Подобные призывы в условиях социальной неустроенности и нищеты значительной части общества, как правило, чаще всего ведут к кровопролитию, уничтожению тех, кого призывающие обозначили в качестве врагов.

    Разгул подобного мракобесия нередко провоцируют служители церкви. Особенно, если  церковь в своей основе ориентирована на ортодоксальность, т.е. нетерпима к инакомыслию. Толерантность - это мир, отказ от толерантности – это неизбежное кровопролитие, а зачастую и война.

                  

Альтернатива

  

«Мозговитыми» условно называю тех, кто не только имеет знания и является их носителем, а стремится к поиску истины, не признает монополии на истину, является сторонником гуманных отношений в обществе, и не меняет свои убеждения на социальные статусы.

    В России подобными носителями традиционно являлась интеллигенция. В 20 веке  и в наши дни уже в значительной части диссиденты и правозащитники. Деятельность по созданию основ гражданского общества, общественного контроля над властью, это, по сути, стремление внести элементы справедливости, законности и прозрачности в систему управления государственной власти, которая неизбежно всегда стремится смешаться с финансово-промышленным капиталом, и тем самым становится коррупционной.

  Чем больше степень коррумпированности власти, чем больше стремление властных элит к казнокрадству, тем больше проявлений неприязни со стороны власти к правозащитному движению. Это словно лакмусовая бумажка: если власть неприязненно относится к правозащитникам, значит большая доля вероятности, что  главные роли в этой власти играют коррупционеры, жулики и проходимцы.

 Правозащитники в основе своей деятельности преследуют цель - защитить личность от произвола власти, а также от произвола со стороны общества, которое зачастую пытается навязать индивидууму  чуждые ему идеалы и мировоззрение. Совершенство гражданской свободы состоит в ее ограниченности от беспредельной свободы.

  Т.е. правозащитники, по сути, это не оппозиция власти,  они предлагают власти альтернативные общественные отношения. Подобные предложения были всегда. Включая Академию Платона, Университеты и Школы средневековой Европы, модели Томаса Мора, Сирано де Бержерака, Фрэнсиса Бэкона и т.п. Но в наши дни закон позволяет осуществлять это через создание некоммерческих и неправительственных организаций, которые осуществляют не только благотворительные и культурные инициативы, но и пытаются организовать защиту личности от произвола со стороны власти, и организовать хоть какой-то мало - мальский  контроль над властью, системой образования, здравоохранения, исполнения наказаний и т.д.

                            

Ху из ху?

   

Термин «мозговитые», возможно, не совсем удачен. Поскольку имеющих хорошие мозги довольно много. Но если имеющий мозги, переходит на службу к власти, то он чаще всего становится холуем, лакеем, прислуживающим власти.  И деградирует как личность, так как теряет самоуважение. Его ум уже служит не обществу, т.к. трудно остаться независимым, находясь на службе у власти. Хотя истории известны и редкие исключения, как просвещенный монарх типа Лоренцо Великолепный, с которым считали за честь пообщаться лучшие умы.

  Если же «мозговитый» становится оппозиционером  власти, то он нередко становится заложником той политической силы, к которой примыкает. Так как политическая воля этих движений и партий, как правило, представляет лишь иную, отличную от государственной  идеологическую точку зрения.

  В то же время к стану правозащитников, зачастую относят людей, которые, по сути, не являются таковыми. Согласитесь, что не может быть правозащитником человек, признающий  монополию на истину, отрицающий необходимость толерантности и веротерпимости. Это «приблудные» люди, случайно оказавшиеся в стане правозащитников и эксплуатирующие возможность называться таковыми для решения своих личных, нередко, коростных  интересов. Они лишь дискредитируют правозащитное движение, так как являются  антиподами правозащитников.

   В целом же правозащитники пытаются создать альтернативу - гражданское общество, и терпят множество неудобств ради защиты прав и свобод личности и прав общества.

Материалы по теме
Мнение
19 апреля
Илья Шакурский
Илья Шакурский
В память о павших товарищах в борьбе за свободу
Мнение
24 апреля
Владимир Сливяк
Владимир Сливяк
Зачем постсоветские страны принимают законы об иностранных агентах
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме