Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Религия, мораль и право в гражданском обществе

Религия, мораль и право в гражданском обществе

Ринат Сибагатуллин
Ринат Сибагатуллин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
Ясно то, что государство базируется лишь на правовых нормах. Для того чтобы читателю было легче определиться с личными предпочтениями, попробуем сопоставить категории религии, морали или права.
Предлагаю начать с представлений царящих в нашем обществе.
Религия - это, прежде всего, вера в силу, правящую миром.
Мораль - нравственное миропонимание выстроенное на мировоззрении, принятое в обществе.
Право - общеобязательные правила, установленные и охраняемые государством.
Основой религии, как известно, является Высшее существо или проще сказать Бог, основой же морали является общество, а основой права есть государство. Обнаружить и раскрыть сущность религии, морали и права можно с помощью стержневых возрений данных категорий: душа и грех это область религии, совесть и долг область морали, нормативный акт и соглашение область права.
К чему призывает нас религия? К вере и преданности. Мораль же к честности и верности. Ну а право к труду и справедливости.
Где источники? Так называемые религиозные (божественные) законы нашли свое отражение в священных писаниях, общественные - в обычаях и традициях, государственные - в нормативно-правовых актах. Из этого можно сделать вывод, что лишь нормы морали не имеют официального письменного закрепления. Если степень определенности и детализации норм права выражается в четкой юридической форме, то нормы морали имеют неопределенный и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы). В связи с вышесказанным у религии и морали много общего так как они сформулированы в повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих тезисов.
Если государство возглавляет Президент, а церковь - Патриарх, то в отличие от государства или религиозного института общество руководителя вовсе не имеет.
При этом верующими называют тех, кто верит в Бога и соотносит себя с какой либо религией, моралистами есть те, кто свято чтит нормы морали, ну а тех, кто свое существование не представляет без нормативно-правовых актов государства, - законниками.
Тогда кто исполняет контроль за своими последователями? Безусловно, данную функцию в религии как считается, выполняет Бог. Хотя, по сути, конечно же, те, кто говорит от его имени, что позволяет этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью все проще и сложнее одновременно. Общество само наблюдает за собой, если можно так выразиться. Однако тут нужно отметить и негативный момент: далеко не все людские поступки попадают под общественную оценку из-за ее фактической недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий уровень количества субъектов.
Теперь в продолжение данного эссе логичным будет упомянуть о наказаниях. К так называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой и физическая расправа с нарушителем. Наказания государства могут быть выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и другое. Например, предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят исключительно моральный характер.
Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у моралистов и законников, но отсутствует у верующих.
При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя им возможность быть прощенными. Общество, как известно, особой гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем самым смягчает наказание, но все же полностью не освобождает от него.
Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права в гражданском обществе.
Ясно то, что государство базируется лишь на правовых нормах. Для того чтобы читателю было легче определиться с личными предпочтениями, попробуем сопоставить категории религии, морали или права.
Предлагаю начать с представлений царящих в нашем обществе.
Религия - это, прежде всего, вера в силу, правящую миром.
Мораль - нравственное миропонимание выстроенное на мировоззрении, принятое в обществе.
Право - общеобязательные правила, установленные и охраняемые государством.
Основой религии, как известно, является Высшее существо или проще сказать Бог, основой же морали является общество, а основой права есть государство. Обнаружить и раскрыть сущность религии, морали и права можно с помощью стержневых возрений данных категорий: душа и грех это область религии, совесть и долг область морали, нормативный акт и соглашение область права.
К чему призывает нас религия? К вере и преданности. Мораль же к честности и верности. Ну а право к труду и справедливости.
Где источники? Так называемые религиозные (божественные) законы нашли свое отражение в священных писаниях, общественные - в обычаях и традициях, государственные - в нормативно-правовых актах. Из этого можно сделать вывод, что лишь нормы морали не имеют официального письменного закрепления. Если степень определенности и детализации норм права выражается в четкой юридической форме, то нормы морали имеют неопределенный и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы). В связи с вышесказанным у религии и морали много общего так как они сформулированы в повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих тезисов.
Если государство возглавляет Президент, а церковь - Патриарх, то в отличие от государства или религиозного института общество руководителя вовсе не имеет.
При этом верующими называют тех, кто верит в Бога и соотносит себя с какой либо религией, моралистами есть те, кто свято чтит нормы морали, ну а тех, кто свое существование не представляет без нормативно-правовых актов государства, - законниками.
Тогда кто исполняет контроль за своими последователями? Безусловно, данную функцию в религии как считается, выполняет Бог. Хотя, по сути, конечно же, те, кто говорит от его имени, что позволяет этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью все проще и сложнее одновременно. Общество само наблюдает за собой, если можно так выразиться. Однако тут нужно отметить и негативный момент: далеко не все людские поступки попадают под общественную оценку из-за ее фактической недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий уровень количества субъектов.
Теперь в продолжение данного эссе логичным будет упомянуть о наказаниях. К так называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой и физическая расправа с нарушителем. Наказания государства могут быть выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и другое. Например, предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят исключительно моральный характер.
Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у моралистов и законников, но отсутствует у верующих.
При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя им возможность быть прощенными. Общество, как известно, особой гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем самым смягчает наказание, но все же полностью не освобождает от него.
Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права в гражданском обществе.
Ясно то, что государство базируется лишь на правовых нормах. Для того чтобы читателю было легче определиться с личными предпочтениями, попробую сопоставить категории религии, морали или права.
Предлагаю начать с представлений царящих в нашем обществе.
 
 
Религия - это, прежде всего, вера в силу, правящую миром.
 
 
Мораль - нравственное миропонимание выстроенное на мировоззрении, принятое в обществе.
 
 
Право - общеобязательные правила, установленные и охраняемые государством.
 
 
Основой религии, как известно, является Высшее существо или проще сказать Бог, основой же морали является общество, а основой права есть государство. Обнаружить и раскрыть сущность религии, морали и права можно с помощью стержневых возрений данных категорий: душа и грех это область религии, совесть и долг область морали, нормативный акт и соглашение область права.
 
 
К чему призывает нас религия? К вере и преданности. Мораль же к честности и верности. Ну а право к труду и справедливости.
 
 
Где источники? Так называемые религиозные (божественные) законы нашли свое отражение в священных писаниях, общественные - в обычаях и традициях, государственные - в нормативно-правовых актах. Из этого можно сделать вывод, что лишь нормы морали не имеют официального письменного закрепления. Если степень определенности и детализации норм права выражается в четкой юридической форме, то нормы морали имеют неопределенный и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы). В связи с вышесказанным у религии и морали много общего так как они сформулированы в повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих тезисов.
 
 
Если государство возглавляет Президент, а церковь - Патриарх, то в отличие от государства или религиозного института общество руководителя вовсе не имеет.
При этом верующими называют тех, кто верит в Бога и соотносит себя с какой либо религией, моралистами есть те, кто свято чтит нормы морали, ну а тех, кто свое существование не представляет без нормативно-правовых актов государства, - законниками.
 
 
Тогда кто исполняет контроль за своими последователями? Безусловно, данную функцию в религии как считается, выполняет Бог. Хотя, по сути, конечно же, те, кто говорит от его имени, что позволяет этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью все проще и сложнее одновременно. Общество само наблюдает за собой, если можно так выразиться. Однако тут нужно отметить и негативный момент: далеко не все людские поступки попадают под общественную оценку из-за ее фактической недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий уровень количества субъектов.
 
 
Теперь в продолжение данного эссе логичным будет упомянуть о наказаниях. К так называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой и физическая расправа с нарушителем. Наказания государства могут быть выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и другое. Например, предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят исключительно моральный характер.
 
 
Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у моралистов и законников, но отсутствует у верующих.
 
 
При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя им возможность быть прощенными. Общество, как известно, особой гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем самым смягчает наказание, но все же полностью не освобождает от него.
 
 
Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права в гражданском обществе.
 
Все в нашей власти
Материалы по теме
Мнение
29 декабря 2023
Илья Бейлин
Илья Бейлин
Кто обеспечит устойчивость города: «лисы» или «львы»?
Мнение
18 февраля
Диана Рудакова
Диана Рудакова
Сейчас Навальный свободен, но не такой свободы мы все ему желали
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
7 ноя 2012 15:17

Только что готовили комментарий для местной газеты: в Самаре выступили с законодательной инициативой о введении в школах должности "завуч по духовному воспитанию"...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьОбществоРазмышленияРелигия