Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Илья Шаблинский: "Совет по правам человека нужен президенту для имитации"

Илья Шаблинский: "Совет по правам человека нужен президенту для имитации"

Вадим Карастелев
Вадим Карастелев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Во что превратятся поручения Президента Путина после заседания СПЧ
 

По итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Президент Путин подписал перечень поручений. Доктор юридических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права НИУ «Высшая школа экономики», член СПЧ Илья Георгиевич Шаблинский дал свой комментарий.

Можно ли ожидать, что предложения со стороны СПЧ по внесению изменений в статью 128.1 Уголовного кодекса РФ в части уточнения понятия клеветы могут изменить мнение о ее репрессивном характере?

Смысл уточнения состава статьи 128.1 УК состоял, насколько я понимаю, в том, чтобы уточнить объективную сторону преступления: чтобы клеветой можно было считать лишь сведения о фактах, о фактической стороне дела, которая может быть предметом судебной оценки.  И хотелось бы исключить ситуации, когда клеветой считают оценочные суждения - их ведь невозможно доказать или проверить. Сейчас в Совете вырабатывается такая оптимальная формулировка. Некоторые интересные предложения внесла Анита Соболева, член СПЧ и опытный юрист. 

Означает ли подпункт в) пункта 4, что рассмотрение проекта Федерального закона №142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» будет приостановлен до 1 марта 2013г.?

Вряд ли отложат до марта, но надеюсь на это. Нами обсуждаются и предполагаемые поправки в УК, которыми депутаты Думы собираются ввести новый состав преступления (ст.243.1), связанный с осквернением мест отправления религиозных культов и оскорблением чувств верующих. Очень серьезные дискуссии вызывает именно точное содержание этих терминов - "осквернение" и "оскорбление" чувств верующих. Нужно отметить, что речь идет о криминализации деяния, которое сейчас, фактически, уже предусмотрено статьей 5.26 КоАП с длинным названием "Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии".  Раз есть желание рассматривать это деяние как уголовное преступление, следует проявлять особенную осторожность. Скажем, об "оскорблении чувств" и "осквернении" следует, вероятно, говорить лишь, если эти деяния происходят вблизи объектов религиозного почитания, вблизи культовых сооружений. 

Зачем президенту необходим СПЧ?

У меня примерно с лета прошлого года – с того периода, когда были внесены поправки в законы о митингах, в УК и о некоммерческих организациях – стало складываться впечатление, что Совет по правам человека нужен действующему Президенту лишь с одной целью.  Чтобы имитировать внимание к мнению той части интеллигенции, которая настаивает на роли демократических институтов и прав человека в дальнейшем развитии страны. Люди, придерживающиеся этих позиций, остались в Совете в большинстве – по воле Президента – который, однако, сам же предупредил, чтобы они на него не обижались, если он будет расходиться с ними во мнениях. Так вот, он с тех пор расходился с ними по всем  вопросам, которые вызывали дискуссии – по всем.  То есть, с точки зрения президентской администрации Совет – это, вероятно, такой элемент, который встраивается в имитационную систему представительства. Мол, и демократическая интеллигенция у нас тоже представлена – в Совете с консультационными функциями! То есть смысл, в основном - имитационный. Но у членов Совета есть при этом возможность высказывать свою точку зрения, и настаивать на ней, и влиять на общественное мнение.  И этим, по-моему, в нынешних условиях пренебрегать нельзя.

Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека

6 декабря 2012 года

Полный текст документа:

1. Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принять необходимые меры для ратификации в 2013 году Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

Ответственный: Медведев Д.А.

Срок – 1 апреля 2013 г.

2. Представить предложения по созданию механизма «российской общественной инициативы» на региональном и муниципальном уровнях власти, предусматривающего публичное представление предложений граждан с использованием специального ресурса в сети Интернет и обязательное рассмотрение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления указанных предложений, получивших поддержку не менее 5 процентов от общего числа граждан, постоянно проживающих соответственно на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований численностью более 2 миллионов граждан – получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан.

Ответственные: Володин В.В., Щёголев И.О.

Срок – 1 февраля 2013 г.

3. Представить предложения по совершенствованию структуры Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, в том числе предусматривающие создание периодически ротируемого президиума указанного Совета.

Ответственный: Володин В.В.

Срок – 1 января 2013 г.

4. Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека:

а) представить предложения по внесению изменений в статью 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения понятия клеветы;

б) проработать вопрос о целесообразности внесения в законодательство изменений, предусматривающих введение ответственности для должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за действия, нарушающие права журналистов в связи с публикацией или обнародованием ими материалов, формирующих отрицательное отношение граждан к данному должностному лицу или органам государственной власти и органам местного самоуправления;

в) провести всестороннее обсуждение с участием представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, экспертного сообщества и заинтересованных некоммерческих организаций проекта Федерального закона №142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний», внесенного членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Б.И.Шпигелем и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю.Воробьёвым, С.В.Железняком, С.А.Поповым, В.В.Жириновским, Я.Е.Ниловом, Н.В.Левичевым, Е.Б.Мизулиной, З.Я.Рахматуллиной, С.А.Гавриловым, С.П.Обуховым, И.А.Яровой, Е.Н.Сенаторовой, В.И.Лысаковым, А.И.Аршиновой и Т.К.Агузаровым.

Ответственный: Федотов М.А.

Срок – 1 марта 2013 г.

Материалы по теме
Мнение
7 февраля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Провластные СМИ забиты сенсацией
Мнение
22 апреля
Павел Колосницын
Павел Колосницын
Рефлекс свободы
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Права человека