Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Отчет со встречи «Современное искусство: что это». Часть 2 – Дорога к постчеловечеству.

Отчет со встречи «Современное искусство: что это». Часть 2 – Дорога к постчеловечеству.

Александр Кокоулин
Александр Кокоулин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В предыдущей статье я начал детальный разбор встречи в дискуссионном клубе «Вход», посвященной современному искусству. Были проанализированы вступительные слова обеих сторон, и было показано, что со стороны Дарьи Ткачевой, современное искусство определяется как «тотальный эксперимент» и сравнивается с предшествующим ему периодом модернизма, хотя практически не затрагиваются при этом остальные ключевые его свойства. С моей стороны была введена предельная философская, экзистенциальная, онтологическая и прочая проблематика, заключающаяся в том, что современное искусство ставит под сомнение само существование искусства, его различение, а также всю культуру в целом и не только.
 

Доклады зачитаны и разобраны, а дискуссия переходит по регламенту в формат «вопрос-ответ». Этот момент крайне интересен и нуждается в анализе и объяснении, т.к. используется философская и искусствоведческая терминология, которая не всем знакома. Первые вопросы задают друг другу сами докладчики.

Дарья Ткачева: «Почему вы считаете, что…, может быть вы не в курсе, но на самом деле сейчас нельзя говорить, что мы живем в эпоху постмодернизма. Постмодернизм уже давно пройден, и сейчас в данный момент большинство философов и мыслителей…говорят, что мы живем в эпоху пост-постмодернизма, … поэтому постмодерн – это такая прошедшая эпоха, и, по крайней мере, лет 10 происходит изменение этой парадигмы… Вы считаете, что в современном искусстве вы видите отказ от осмысленности. Расскажите, в чем вы видите отказ от осмысленности».

Сначала привожу свой ответ кратко и тезисно:
1.    О том, что постмодерн устарел, уже не тот и т.д. говорили еще сами постмодернисты в 70х годах. Тот же Бодрийар всячески отрицал свою причастность к постмодернизму. Но сути дела это не меняет, т.к. был сделан предельный вызов самой истории, только внутри которой мы можем говорить о каком-то развитии. И не было предложено никакой позитивной альтернативы, которая бы выводила человечество к новым горизонтам из состояния постмодерна. 
2.    Отказ от осмысленности вводили те же минималисты (что было подтверждено Ткачевой), и отговорки, что они де отказывались от смысла, предоставляя осмысливать свои произведения зрителю, не проходят. Не проходят потому, что, во-первых, зритель также может спокойно отказаться осмысливать бессмысленное для его автора произведение, а во-вторых, если нет изначального, правильного смысла, то вся сумма смыслов, вкладываемых разными зрителями в бессмысленное произведение превращается в ничто.

Далее перехожу непосредственно к разбору. Если заявляется о неких философах, которые говорят о пост-постмодернизме, то их надо назвать. Критикой постмодернизма занимались Ю. Хабермас, Э. Мунье, А. Рено, Д. Белл, З. Бауман, Д. Грей и др. Но это скорее были «арьергардные бои» против него, поскольку эти авторы отстаивали правду и константы Модерна. На что постмодернисты отвечали: «Вы имеете право на такую точку зрения, но вы атакуете мир, потерявший смыслы, находящийся в состоянии Постмодерна, с позиций смысла, которого уже нет в данном мире». Если имеются в виду Лабаф, Коклен, Курицын, Эпштейн и др., то это старые песни о главном постмодернизма. Все та же виртуальность Бодрийара в «технообразах» Коклена, все тот же хаосмос Делеза и Гваттари только в эстетике Пригова, Маньковская с транссентиментализмом, и процессы «глокализации», плавно ведущие к трайбализации. Все это никак, повторяю, никак не отвечает на всеобъемлющий вызов Постмодерна, а лишь использует весь накопленный инструментарий, чтобы попытаться тем или иным образом его модифицировать под требования времени.

В своем ответе я упомянул концепты конца истории и постчеловечества. Необходимо развернуть данные понятия, потому что они сложны, комплексны и открывают одну из граней предельности вызова Постмодерна. Еще Гегель довольно коротко, пунктирно высказывался о переходе исторического духа к постисторическому «Новому духу». Этот аспект его философии развивал известный неогегельянец Александр Кожев. Он размышлял, почему исчезает исторический дух, как исчерпывается потенциал новизны и т.д. Затем его ученик Ф. Фукуяма публикует в 1992 г. книгу «Конец истории и последний человек», где он заявляет, что мы все уже находимся в постистории, что есть еще некая периферия мира, где пока воюют реликты исторического. Но вскоре не станет и их, все сведется к общему знаменателю, и  конец истории придет окончательно. А что же будет дальше?

Поскольку мир уже реализовал весь потенциал своей новизны, то ничего нового сказать уже в принципе нельзя. А что тогда можно делать? Можно заниматься сбором и каталогизацией всего, что было создано. А когда все уже посчитано, пронумеровано и расставлено по местам, «Новый дух» начинает играть с элементами этого каталога. Начинается Игра, о которой надо говорить отдельно и долго. В рамках данной статьи я лишь контурно очерчу, что это такое. Если сильно упростить, то Игра есть конспирология, возведенная в абсолют. Мир, где сущестуют элиты, которые властвуют безраздельно и безальтернативно, а народные массы не способны зажигаться новыми идеями, не способны на массовую историческую страстную деятельность, которая рушит планы этих элит. Мир, где есть вечные хозяева и вечные рабы – постчеловечество.

Разговоры об этом начались уже достаточно давно, а с развитие генной инженерии, биотехнологии и других отраслей наук, новые формы существования рода людского замаячили на горизонте.  Сейчас особенно активно об этом заявляют трансгуманисты. Не утихают разговоры о биологически, кибернетически и иным способом усиленном сверхчеловеке. Но необходимо ясно понимать, что при современном положении вещей появление таких людей многократно усилит неравенство и возможно породит вражду обычных людей против новых (вполне возможно, что «бессмертных») сверхлюдей. К чему приведет такая война? Есть 3 варианта развития событий: 
1.    Полное взаимное уничтожение, и конец человека и постчеловека;
2.    Уничтожение или порабощение человека постчеловеком;
3.    Уничтожение постлюдей и запрет на доступ к знаниям об их создании, т.е. жестокий технологический «откат» назад.

Достаточно безрадостная картина, не правда ли? Вот почему в процессе дискуссии я упоминал, что не хочу двигаться в эту сторону. Да, а насчет источников: «Постчеловечество» под ред. Ходорковского, тот же Ю. Хабермас «Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике?» и Ф. Фукуяма «Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции», Б. Юдин «О человеке, его природе и будущем» и пр.

Пояснив эти важные моменты, я перехожу к своему вопросу к Дарье Ткачевой: «В каких границах может быт эксперимент (в искусстве)? Сколько людей может обидеть художник, на чувствах скольких людей может потоптаться художник, дабы выразить себя?»

На что я получаю в виде ответа следующие тезисы: 
1.    Художник проверяет свои границы дозволенного и границы дозволенного в обществе.
2.    «Обижается тот, кто может обидеться... Нашему современному обществу не хватает самоиронии… Своими ироничными выходками (художники) напоминают человеку о том, что не надо так серьезно относится к жизни, все на самом деле проще, чем оно кажется»
3.    «Меня никогда не обижало современное искусство. Если кого-то обижает, что может не стоит смотреть это современное искусство»

А теперь я поясню, что же сказала Дарьи. Во-первых, не обижается только тот, у кого нет ничего ценного или чьи идеалы невозможно растоптать, т.е. не обижается святой или абсолютный грешник. Я вполне уверен, что Дарья не относится ни к той, ни к другой категории, значит обидеть ее все-таки можно. Но даже если не брать ее, как частный пример, то остается некая общая картина, создаваемая ею. Из противостояния обидчик-обиженный убирается обидчик! Так можно дойти и до слов о том, что убить нельзя, можно только умереть. 

Во-вторых, допустим, что нашел художник ту границу, за которой общество реагирует острым отторжением,  что дальше делать, если он осознанно переступает ее снова и снова? Какова мера его ответственности за такие действия? 

В-третьих, чтобы что-либо человеку не понравилось, человек должен с этим сначала хоть как-то ознакомиться, поэтому подход «не любо - не слушай, а врать не мешай» «не нравится – не смотри» не действует в таких ситуациях. Нужно либо ограничивать аудиторию, либо прислушиваться к ее ценностям и мнению. Либо, как предлагает современное искусство, плевать на всех и делать, что захочется различного рода «творцам и ваятелям».

На этом вопросы сторон подходят к концу, и я подвожу итог данной части статьи. Еще раз подчеркивая предельность вызова Постмодерна, я заявил о том, что это состояние не преодолено, и о невозможности дальнейшего движения и развития без ответа на данный вопрос. Я осветил сущность понятий постистории и постчеловечества, а также те риски, которые они несут. И в конце получил подтверждение легитимации Дарьей Ткачевой фундаментального нежелания деятелей современного искусства отвечать за свои произведения.

Отказ от ответственности и отказ от осмысленности превращают ту часть современного искусства, которая этому присягнула, в поле тотального эксперимента не над искусством, но над человеком. И если построение постчеловечества уже началось, то ведется оно не в рамках лабораторий или НИИ, а на фронте культуры, в музеях и галереях, где воспитываются новые люди, уже отлученные от гуманизма Модерна, приходящие к образу всеобщей толерантности как сверхидее. Той толерантности, которой хлебнул просвещенный Запад, уже активно бьющий тревогу и отказывающийся от нее и мультикультурализма. Если они призывают нас к толерантности, то пусть сначала будут толерантны к нам, к нашим ценностям и к тому, что мы их будем отстаивать всеми законными способами.

Продолжение следует.
 
Оригинал здесь.
Материалы по теме
Мнение
23 декабря 2023
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
Иноагентом признали богослова Андрея Кураева
Мнение
25 декабря 2023
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Российский политик должен жить и работать там, где живут граждане России
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КировКультураМолодежьОбществоРазмышления