Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Научный троллинг пятого уровня

Научный троллинг пятого уровня

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Честно говоря, в первый раз встречаю тонкий троллинг в научном тексте. На минуточку, троллинг внаучном тексте. Троллинг настолько тонкий, что не все его замечают. 

Вот, скажем, вполне, казалось бы, искушённый товарищ, региовед Борис Кнорре, опубликовавший в сетевом журнале Кестонского института Russian Review (вып. 31, окт. 2008) статью «Марийское язычество под натиском Нью-Эйджа». 

В параграфе, посвящённом культу Николая Угодника, он сближает Николу-Юмо (юмо - по-марийски бог) с зловредным водным духом, находя у них много общего: связь с источниками, функцию "насылателя" болезней и одновременно целителя. 

При этом даются ссылки на разные материалы, в частности на статью "вятского исследователя" Владимира Коршункова, опубликованную в сб. "Духовная культура финно-угорских народов" (Сыктывкар, 2007): "...функция целителя, закрепленная за Николаем в Православной Церкви нашла соответствие «обычному образу мифологического водного «хозяина», каковые у финно-угорских народов насылали болезни, но также и приносили исцеление, если люди умели задобрить их и упросить об избавлении от страданий», - как отмечает Вятский исследователь Владимир Коршунков. По его словам, «Николай (точнее, Никола-Юмо)» «превратился у марийцев в языческого божка… иной раз довольно-таки опасного и вредоносного», будучи ассоциирован с водными источниками, переняв «черты опасных потусторонних водных «хозяев» их языческой религии». У исследователей даже возникает вопрос, а не происходит ли в сознании марийцев соотнесения Николая с Кереметом-Кугураком – опасным божеством, ассоциировавшегося с «нижним миром» и противопоставлявшимся верхнему, небесному богу Юмо".

Действительно, формально об этом Коршунков и пишет. Но давайте посмотрим, о чём и как сказано на самом деле. Статья называется "Коля: марийская языческая феноменология, мифология, зоология" и посвящена разбору монографии нашего марийского учёного Ю. А. Калиева «Мифологическое сознание мари: Феноменология традиционного мировосприятия» (2003). 

Монография безумно интересная, в своё время я читал её, как "Язычество Древней Руси" Б. А. Рыбакова. Но в том-то и дело, что это феноменология в чистом виде. Скажем, берёт автор детскую приговорку: "Коля, коля, вӱдым пу!" (калька с рус. "Мышка, мышка, дай воды!"; так говорят дети, вытряхивая воду из уха после купания) - и делает неожиданный феноменологический вывод, что именно так и звали исконного главного злого духа, антагониста Юмо (позднее заменённого на Керемета): «Не исключается наличие и демона Коля, судя по содержанию паремии «Коля кола» (букв.: «Пусть умрет дух Коля»), а также обращение к нему с просьбой после купания достать из заложенного уха воды: «Коля, Коля, вÿдым пу (Коля, Коля, дай воды)».

Коршунков по этому поводу замечает: "Если это и всё, что известно знатоку марийской фольклорно-мифологической традиции об этом демоне, то, разумеется, этого слишком мало, чтобы делать сколько-нибудь аргументированные заключения о его особенностях, свойствах и функциях". 

Однако решает "подыграть" Калиеву - в режиме тонкого троллинга, - продолжить игру, довести её до абсурда: "Однако, несмотря ни на что, столь ценные наблюдения должны быть подхвачены и продолжены! Тогда уж можно было бы высказать предположение о связи этого демона с укоренившимся в марийском народе представлением о Николае Чудотворце". 

И - начинает на полном серьёзе лепить из святого Николая... зловредного водного демона и главного врага Бога (Юмо) по имени Коля!

В ход идут и реконструкция прафинно-угорского онима злого духа *kolja (Айхенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов), и проч. хитровыдуманные штуки. И вот, когда бедный читатель, замороченный множеством остроумнейших научных выкладок, совсем уже было уверился в истинности этого предположения - и даже в том, что марийцы могли обращаться к св. Николаю фамильярно (и, главное, по-русски!): Коля, - автор одним махом рассеивает сладкий морок: "Однако шутки в сторону". 

Так это были шутки? Что же автор думает на самом деле? А вот что: "Другая догадка выглядит, может быть, и не столь феноменологично, как та, что была высказана выше. Она пресна и бескрыла – никакого тебе полета фантазии, никакой этногенетики и астральности. Просто-напросто в марийском языке слово «коля» (с ударением на последний слог) означает «мышь»".

Отож! 

"Но что же тогда делать с истинным украшением марийского языческого пантеона – противником верховного бога Юмо, демоном с красивым именем Коля?! - горестно вопрошает, завершая статью, гениальный тролль Коршунков. - Только-только народившемся – и тут же, значит, слинявшем, обернувшись обычной мышкой?..".

Вот уж поистине, гора родила мышь. А Кнорре и не заметил, что это был троллинг пятого уровня, - и всерьёз сослался на шуточные выводы Коршункова о зловредном Николе-Юмо! Прав был Козьма Прутков: нельзя объять необъятное, даже Апеллес может ошибиться, рисуя сапог.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
13 декабря 2023
Иван Звягин
Иван Звягин
Новое дно пробивает российская система выборов
Мнение
18 февраля
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Совет депутатов Северодвинска назвал предложение об акционировании муниципальных предприятий преждевременным
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураМарий Эл