Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Костромская область
  2. Депутаты гордумы Костромы на два года опоздали с отменой грабительской надбавки к «мусорному» тарифу

Депутаты гордумы Костромы на два года опоздали с отменой грабительской надбавки к «мусорному» тарифу

Владимир Андрейченко
Владимир Андрейченко
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В конце декабря 2018 года группа костромских городских депутатов написала (себе же в Думу города Костромы) коллективное депутатское письмо с предложением отменить надбавку к установленному тарифу на услуги по обращению с отходами в связи с тем, что не обеспечивается обезвреживание и качественная сортировка отходов.

Дорогие, в прямом смысле слова, депутаты! Что за письма!? Вы обладаете правом вносить на рассмотрение Думы проекты муниципальных правовых актов! Так и вносите соответствующий проект Решения об отмене надбавки, и не надо ждать никаких результатов проверок.

Вам нужны обоснования? Как говорится, «их есть у меня». И не одно.

Первое обоснование

Отменять надбавку не понадобилось бы вовсе, если бы в декабре 2015 года чиновники и депутаты Костромы, а так же их «старшие товарищи» из администрации области не дали зеленый свет на реализацию проекта ООО «ЭкоТехномМенеджмент" по строительству на территории города Костромы объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых (коммунальных) отходов, на период с 2015 по 2024 год.  

Если кто не в курсе, речь шла о строительстве автоматизированного мусоросортировочного комплекса (АМСК) твердых коммунальных отходов мощностью 100 тысяч тонн в год. Для этого решениями думы города Костромы была утверждена Инвестиционная программа и установлена надбавка к тарифу на услуги по утилизации, обезвреживанию ТБО в размере 78,98 рубля за 1 кубический метр (без НДС).

Можно только предполагать, какими целями  руководствовались власти, принимая вышеуказанные нормативные акты, но с твердой уверенностью можно заявить, что о населении Костромы и его благосостоянии, чиновники и народные избранники думали в последнюю очередь.

Такой вывод лежит на поверхности, достаточно лишь просто ознакомится с инвестиционной программой ООО «ЭкоТехноМенеджмент».

На что должны были обратить внимание чиновники из администрации города и городские депутаты при рассмотрении инвестиционной программы? Прежде всего, на обоснованность  расчета финансовых потребностей ООО «ЭкоТехноМенеджмент», необходимых для реализации ее инвестиционной программы; а так же на  соответствие рассчитанных ООО «ЭкоТехноМенеджмент» тарифа и надбавки финансовым потребностям, необходимым для ее реализации.

К сожалению для горожан, этого не произошло - инвестиционная программа, содержащая, в частности, ложные данные и некорректные расчеты, была утверждена. При этом была необоснованно установлена инвестиционная надбавка в размере 78,89 руб.  

Приступим к ознакомлению с программой.

В разделе 1.Паспорт инвестиционной программы  в пункте 1.5 указано:

- общий объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы – 1 136 672 237,52 рублей (здесь и далее по тексту указаны показатели инвестиционной программы, рассчитанные с учетом налоговых льгот, которые и были приняты при установлении размера инвестиционной надбавки);

‑ источники финансирования: заемные средства (кредит и займы акционеров) – 663 870 631,69 рубля; собственные средства – 472 801 605, 83 рубля.

В разделе 4.2 инвестиционной программы (стр.30) пунктом 4.2.1. указывается: «для строительства АМСК в городе Костроме потребуется 693 944 606,57 рублей инвестиций, которые будут направлены на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и спецтехники».

Сметная стоимость объектов представлена в таблице 8 (стр.30), согласно которой общая сметная стоимость (с учетом НДС) составляет вышеуказанную сумму в размере 693 944 606,57 рублей.

В этом месте у депутатов должен быть возникнуть вопрос: за счет каких факторов произошло увеличение объема инвестиций с 440 544,0 тыс.руб. до 693 944,6 тыс.руб.? Ведь изначально, в 2013 году речь шла о проекте стоимостью на 250 млн.руб.меньше, но с такими же мощностными характеристиками. Пусть вас не смущает, что предыдущий проект начала реализовать другая компания, компанию поменяли, а проект тот же самый.

Читаем дальше, ищем 472 млн.руб. собственных средств, направляемых на финансирование программы.

Нашли, однако из содержания инвестиционной программы следует, что строительство объектов, приобретение оборудования и спецтехники осуществлялось в 2013-2015 гг. за счет кредитных и земных средств. Собственные же средства, заявленные в размере 472 801 605,83 руб. состоят из амортизации основных средств (356 153 934,40 руб.) и возврата НДС (116 647671,13 руб.). Начисление амортизации основных средств и возврат НДС происходят после ввода в эксплуатацию АМСК; таким образом «собственные средства» на непосредственно  создание АМСК не направлялись. Так же необходимо отметить, что возмещается та сумма НДС, которая была ранее уплачена при строительстве объекта за счет кредитных и заемных средств,  а амортизационные отчисления входят в состав тарифа по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, оплачиваемого потребителями данной коммунальной услуги.

Фактически амортизационные отчисления и возврат НДС возмещают затраты, осуществленные при строительстве АМСК за счет привлеченных средств. Безусловно, это не преступление. Просто констатируем «вклад» инвестора в размере 0 руб.

В пункте 4.2.3. инвестиционной программы (стр.30) узнаем: «…общий объем инвестиций на реализацию проекта составит 713 944 606,57 рублей.» Это к вышеуказанной сумме инвестиций в размере 693 944,6 тыс.руб. добавились 20 000 тыс.руб. «для реализации инвестиционной программы ООО «ЭкоТехноМенеджмент» привлечены сторонние организации, которые оказывают услуги по сопровождению проекта (ООО «ЭТМ ГРУПП») на основании гражданско-правового договора».

Интересно, правда? Как следует из содержания инвестиционной программы (таб. №17, стр.43) при расчете первоначальной стоимости объектов основных средств уже были включены расходы на осуществление технического надзора (19, 7 млн.руб.), на вознаграждение заказчика-застройщика (5,75 млн.руб. руб.) и даже резерв на непредвиденные расходы (12,6 млн.руб).  Возникает естественный вопрос – какие услуги по сопровождению проекта надо оплатить в размере 20 млн. руб.? Возможный ответ – «за взаимодействие с органами местного самоуправления и администрацией Костромской области по различным вопросам и юридическому сопровождению реализации проекта»; как известно, такая практика имелась при реализации других проектов, где участвовало ООО «ЭкоТехноМенеджмент» и ООО «ЭТМ ГРУПП».  Если ООО «ЭкоТехноМенеджмент» не в состоянии самостоятельно сопровождать проект, то, конечно, могут и заплатить 20 млн.руб., но почему эту несостоятельность должны оплачивать потребители за счет надбавки к тарифу? Причем потребители за эту несостоятельность заплатят даже больше, чем 20 млн.руб., ведь как уже выяснили, все затраты по созданию АМСК осуществлялись за счет привлеченных средств, в том числе за счет займов акционеров! Какая прелесть – взять займ у одной родственной компании, что бы оплатить услуги другой родственной компании, а  возврат займа уже с процентами осуществить за счет надбавки к тарифу, то есть за счет потребителя коммунальной услуги. Или может эти 20 млн.руб. – цена за «режим наибольшего благоприятствования» со стороны органов власти?

С привлеченными средствами в целом ситуация занятная. За период 2013-2015 гг. было привлечено 961 684 664 рубля, в том числе кредит АКБ «ФОРА-БАНК» на сумму 493 973 475 руб.; и три займа на сумму  467 711 189 руб.  от организаций, входящих в группу компаний, аффилированных с ООО «ЭкоТехноМенеджмент».  При этом помним - общий объем инвестиций на объект (даже с учетом 20,0 млн. руб. на «сопровождение проекта») составил 713 944 606,57 руб. Однако предполагается, что потребители оплатить должны проценты за всю сумму привлеченных 961 млн.рублей кредита и займов - 323 млн. руб. за счет надбавки к тарифу.

Следует отметить, что погашение 186, 962 млн. руб. процентов за пользование двумя из трех займов предусмотрено в декабре 2024 года, то есть в последний месяц реализации программы. Значит у ООО «ЭкоТехноМенеджмент» без движения на счете к концу 2024 года аккумулируются почти 187 млн. руб.! Или ООО «ЭкоТехноМенеджмент» планирует заработать дополнительные доходы, используя по своему усмотрению эти средства, пустив их в оборот?

Завершая тему привлечения заемных средств, необходимо отметить следующее. Действительно, в методических рекомендациях по разработке инвестиционных программ указано, что за счет надбавки к тарифу могут возмещаться проценты по привлеченным средствам. Подчеркиваю, именно «могут», а не «обязаны». В нашем случае, власти и ООО «ЭкоТехноМенеджмент» решили себе ни в чем не отказывать: группа компаний получит в собственность АМСК, построенный только за счет тарифа и надбавки к тарифу;  бизнес с гарантированной прибылью в 6 млн.руб. в год; а еще дополнительно заработает без малого 200 млн. руб. на процентах, так же оплаченных потребителями за счет надбавки к тарифу. Странно, что никто из депутатов и чиновников не спросил при обсуждении инвестиционной программы: «Ничего не треснет?».

Кстати, поэтому никого не должно удивлять, что в результате проверки Росприроднадзора выяснилось, в частности, что переработкой ВМР занимается другое юридическое лицо, – это затраты по созданию и функционированию АМСК у нас общие, а доходы – только у «псевдоинвесторов».

Есть еще моменты в инвестиционной программе, на которые не обратили внимание чиновники и депутаты? Конечно, есть!

При расчете фактически надуманной, как уже можно сделать вывод, надбавки к тарифу (таб. 27 стр.54-55), в финансовые потребности включены расходы по уплате налога на прибыль в размере 99,2 млн. руб. Откуда взялась эта сумма – не известно, но сам подход интересен своей наглостью – переложить на плечи потребителей уплату налога с прибыли, которая формируется, в том числе за счет тарифа и надбавки к тарифу, оплачиваемого этими же потребителями.

Еще один интересный факт – построенному АМСК с новыми оборудованием и спецтехникой потребуется ежегодно более 10 млн. руб. на текущий ремонт. Спасибо, что не 50 млн.руб.

Итак, можно констатировать, что из заявленных 1 037 433 269,67 руб. финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы –  более 300 миллионов получат ООО «ЭкоТехноМенеджмент» и группа связанных с ним компаний. Эти миллионы  оплатят потребители за счет установления необоснованной надбавки к тарифу. Если бы городские чиновники и депутаты должным образом подошли к рассмотрению инвестиционной программы, то, надбавка к тарифу была бы установлена, как минимум, в два раза меньше.

Но решением городских депутатов единственным спонсором строительства АМСК были назначены потребители  услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО на территории города Костромы. Именно спонсором, а не инвестором,  потому как инвестор планирует возместить свои расходы и извлечь прибыль, а спонсор отдает свои средства безвозвратно.  ООО «ЭкоТехноМенеджмент», по сути, является не инвестором, а получателем доходов (хотя, возможно, следствие установит и других выгодоприобретателей).

У кого-то остались сомнения в том, что Решение Думы города Костромы № 286 от 17.12.2015г., устанавливающее надбавку к тарифу в размере 79,89 руб. должно быть незамедлительно отменено?

Второе обоснование.

В инвестиционной программе указано, что с 2016 года захоронение отходов будет производиться на вновь построенном полигоне в Красносельском районе. Соответственно, это условие было учтено при всех расчетах, в том числе при расчетах тарифа и надбавки к тарифу. Однако, уже в 2016 году фактом стало то, что строительство полигона по захоронению ТБО в Красносельском районе осуществлено не будет. Этот факт был известен, как властям города и области, так и ООО «ЭкоТехноМенеджмент». Однако, решения о пересмотре инвестиционной программы, как несоответствующей действительности, ни ООО «ЭкоТехноМенеджмент», ни администрацией города Костромы инициировано не было. Если верить расчетам, затраты на утилизацию балластных фракций (на не построенном полигоне) составляют 50-60 млн.руб. ежегодно, и сопоставимы с ежегодной суммой надбавки к тарифу.

Но полигон не построили, однако в течение 2016-2018 годов ООО «ЭкоТехноМенеджмент» было получено от потребителей более 100 миллионов рублей только надбавки к тарифу, установленному по инвестиционной программе, реализация которой, в заявленных параметрах, на тот период уже была невозможна.

Третье обоснование.

Решением конкурсной комиссии от 05.06.2018 г. ООО «ЭкоТехноМенеджмент» признано победителем в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора №1.

В соответствии с конкурсной документацией зона деятельности регионального оператора включает в себя муниципальные образования Костромской области: г. Кострома, г. Волгореченск, Костромской, Красносельский, Судиславский. Сусанинский и Островский районы, г. Нерехта и Нерехтский район.

Той же документацией определено, что с 2019 года твердые коммунальные отходы, образующиеся на территории зоны деятельности, планируется направлять на АМСК в городе Костроме.

Это означает, что объем переработки ТКО на костромском АМСК с 01.01.2019 года будет увеличен чуть ли не в двое, тогда как инвестиционной программой предусматривалась переработка ТКО, образующихся на территории лишь трех из восьми вышеперечисленных муниципальных образований.  Увеличение объемов переработки на АМСК влечет увеличение доходов, получаемых ООО «ЭкоТехноМенеджмент» за счет тарифа и реализации ВМР, изменяются все расчеты по окупаемости затрат на создание АМСК. Опять же, при всем уважении, например, к жителям  Волгореченска, почему только костромичи должны оплачивать надбавкой к тарифу строительство АМСК, на котором будет перерабатываться мусор из Волгореченска?

Соответственно, это еще одно основание для отмены надбавки к тарифу с 01.01.2019. Кроме отмены надбавки, хотелось бы увидеть массовое покаяние городских депутатов, мол, простите, Емец попутал. 

Безусловно, администрация Костромы и городские депутаты – не единственные, кто должны нести ответственность за установление тарифной надбавки для ООО «ЭкоТехноМенеджмент».

До того, как 17 декабря 2015 года городские депутаты приняли соответствующие решения, 11 декабря 2015 года инвестиционный проект «ООО ЭкоТехМенеджмент» по строительству АМСК был рассмотрен на заседании Совета по привлечению инвестиций и увеличению инвестиционного климата Костромской области, председательствовал на том заседании губернатор Костромской области С.К. Ситников. Проект поддержан единогласно.

Таким образом, к числу благодетелей ООО «ЭкоТехноМенеджмент», кроме депутатов городской Думы, можно отнести всех членов Совета по привлечению инвестиций, в том числе губернатора Костромской области С. К. Ситникова и председателя Общественной палаты Костромской области Ю. Ф. Цикунова. Теперь костромичи знают, кому сказать спасибо, а правоохранительные органы – кому задавать вопросы.

Как бывший чиновник, могу сказать, что компетенции городских и областных чиновников вполне было достаточно для того, что бы на первоначальном этапе увидеть неудовлетворительное качество составления инвестиционной программы и невозможность ее утверждения, либо бить в набат после существенных изменений условий реализации программы, однако этого не произошло. Почему? У меня пока единственный ответ – лоббирование интересов ООО «ЭкоТехноМенеджмент» на уровне самых высоких должностных лиц администраций города и области. Продвижение и реализация такой сомнительной сделки стоимостью сотни миллионов рублей – недосягаемый уровень даже для руководителей департаментов и комитетов, если вдруг у них и появится такое искушение.

P.S. Предлагаю пари: кто первый проявит инициативу об отмене надбавки к тарифу? Ставлю на городскую прокуратуру.

Материалы по теме
Мнение
25 декабря 2023
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Алексея Навального этапировали в колонию ИК-3 в Харпе. Что известно про это место
Мнение
14 марта
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
А нужен ли нам президент, которого постоянно обманывают?
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
АВтору
28 янв 2019 23:58

Интересный взгляд на проблему. А в других городах депутаты тоже все подписывают "не глядя"? Почему-то до посадок дело редко доходит.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьКоррупцияКостромаМусор