Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. Из истории преследования верующих в СССР

Из истории преследования верующих в СССР

Андрей Блинушов
Андрей Блинушов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Редин Анатолий Сергеевич. Родился 29 января 1931 года в семье христиан-баптистов. Священнослужитель Евангельской Церкви христиан-баптистов. Рязанская община ЕХБ. Политзаключенный советской эпохи. Детство и юность прошли в селе Канищево под Рязанью. Работал на заводе токарем по дереву. Занимался миссионерской деятельностью в поездках по Рязанской области. Когда начались преследования членов неподконтрольных советским властям религиозных общин, Рединым стали угрожать, что отберут у них детей, запрещали брать детей на богослужения. На завод сообщили о его активной религиозной деятельности, в результате он вынужден был уволиться. На другие рязанские предприятия, после «сигналов» от КГБ, его не брали. Редин вынужден был устроиться учеником проводника на поездах дальнего следования. Однако через два месяца пришлось уйти и с железной дороги.

Спустя некоторое время в церкви его избрали на пасторское служение, но быть священнослужителем, освобожденным от гражданской работы, не разрешалось, т.к. церковь была не зарегистрирована, и поэтому работа только в ней считалась тунеядством. Пришлось наняться пасти сельское стадо. Пасли по очереди, всей семьей. Единоверцы вспоминают, что против Редина власти настроили соседей и даже некоторых родственников. Членов его семьи называли мракобесами, окна мазали краской, на воротах рисовали карикатуры и писали: «ПОП».

В церкви он сначала пел в хоре. Позднее стал проповедовать с кафедры. Занимался помощью семьям многодетных единоверцев.

В 1961 году усилились притеснения верующих, и молитвенный дом в поселке Дягилево на окраине Рязани закрыли. Верующие вынуждены были собираться по своим домам. В Канищево было четыре таких дома, в их числе и дом Рединых. Но власти стали разгонять и домашние религиозные собрания. Участников собраний вызывали на административную комиссию, штрафовали на 50 рублей (для того времени это была большая сумма). Некоторым верующим стало трудно приглашать членов общины на молитвенные собрания к себе домой. Тогда Редины стали все чаще проводить собрания в своем доме. Однако милиция зачастила к ним. Верующие стали собираться в лесопосадках, рощах. Однако вскоре и эти места вынужденных тайных богослужений были обнаружены.

В 1974 году Редина рукоположили на пасторское служение. Все чаще его стали приглашать в церкви ЕХБ в другие города. К тому времени в семье Рединых было уже восемь детей. Редин стал известен своими молитвами за больных. Слух о том, что в рязанской церкви совершается такое служение, стал быстро распространяться. Люди ехали сюда со всех концов Советского Союза.

В конце 1970-х годов по всему Советскому Союзу прокатилась волна арестов служителей церкви евангельских христиан-баптистов и всех, кто организованно занимался независимым христианским воспитанием детей. В Рязани завели уголовное дело на Анатолия Сергеевича Редина, второго пресвитера Александра Валентиновича Никиткова, регента Николая Филипповича Попова. Нелегальный Бюллетень советских правозащитников «Хроника текущих событий» в выпуск 53 от 1 августа 1979 года писал: «Возбуждено уголовное дело против А. С. РЕДИНА. Он обвиняется в распространении заведомо ложных измышлений, нарушении законодательства о религиозных культах, тунеядстве (общий трудовой стаж РЕДИНА — 31 год)».

Подпольный «Бюллетень Совета родственников узников ЕХБ» в NN 67–70 сообщал: «До 1977 года пресвитером Рязанской общины ЕХБ был Анатолий Сергеевич РЕДИН. В 1977 году он был избран благовестником Совета Церквей. В 1979 году против РЕДИНА выдвинули уголовное обвинение. Его дело было выделено из дела НИКИТКОВА и ПОПОВА в отдельное производство в связи с тем, что он „скрывался от следствия“. 16 августа 1979 года в Рязани состоялся судебный процесс над сыном пресвитера С. А. РЕДИНЫМ. Он обвинялся по ч. 2 ст. 199 УК РСФСР за «самовольное строительство жилого здания». Дом был конфискован, а РЕДИН приговорен к восьми месяцам исправительных работ с удержанием 15% зарплаты. РЕДИН с двумя детьми (3 года и 11 месяцев), беременной женой и 90-летней бабушкой оказались без жилья. Члены общины в заявлении в высшие инстанции требуют вернуть РЕДИНЫМ конфискованный дом или предоставить им жилплощадь».

В Совете церквей ЕХБ, узнав о возбуждении дела, просили Редина временно уехать из дома. По мнению членов общины ЕХБ, к ним был внедрен ряд агентов. Обстановка вокруг общины накалялась. Редина уговорили его перейти на нелегальное положение. Он много перемещался по стране, пользуясь поддержкой единоверцев. Вскоре на него был объявлен всесоюзный розыск.

Когда в Рязани судили членов общины ЕХБ А. В. Никиткова и Н. Ф. Попова, Редин, по свидетельству очевидцев, приехал в Рязань и даже присутствовал в зале суда [вероятно, изменив внешность]. Несколько раз в доме Рединых в Рязани внезапно проводились обыски. За домом Рединых была установлена постоянная слежка.

В местной партийной прессе публиковались клеветнические статьи, «изобличающие» А. С. Редина и общину евангельских христиан-баптистов. Одна из них называлась «Чудотворец на окладе». В ней говорилось, что он мошенник, не имеет медицинского образования, молитвами лечит больных и получает за это деньги. Печатались статьи об осужденных узниках совести, членах рязанской общины ЕХБ Никиткове и Попове, и в каждой из них в негативном контексте вспоминали о Редине и его семье.

Анатолия Сергеевича Редина арестовали в Москве 15 апреля 1981 года. Он был этапирован в следственный изолятор в Рязани. Первоначально А. С. Редина обвиняли в тунеядстве и распространении нелегальной литературы. По этим статьям предусматривался срок до трех лет. Этого показалось мало, и дело отправили на доследование. После этого добавилась еще одна формулировка обвинения: «посягательство на права и свободы граждан под видом исполнения религиозного обряда». Его обвиняли также в клевете на существующий строй.

Редин был осужден по ст. 190-1, 142, 227, 209 к пяти годам лишения свободы. После вынесения приговора его этапировали в Ряжскую пересыльную тюрьму в Рязанской области, в которой он пробыл несколько месяцев. Затем — этап в Куйбышевскую тюрьму. Затем был пятисуточный этап до Иркутской тюрьмы. Из Иркутска — в Хабаровск, затем в Магадан. На этапе из Магадана в Сусуман он встретился с осужденным единоверцем Дмитрием Васильевичем Миняковым.

В сусуманской колонии Редина, несмотря на плохое состояние здоровья, отправили работать на пилораму. Затем была тюремная больница. Несколько раз жене и детям Редина, с большим трудом добиравшимся до колымского лагеря на свидания, отказывали во встрече с осужденным без объяснения причин.

За месяц до освобождения Редина вновь отправляют на этап. В конце концов он оказался в рязанской следственной тюрьме. Семья о нем ничего не знала. Дошел слух, что он уже в Рязани, но проверенной информации об этом не было. Жена решила отнести в тюрьму передачу. Передачу приняли, — значит, он здесь. Теперь все мучались вопросом: выпустят или продлят срок? 15 апреля 1986 года, с утра у тюрьмы собрались родные и друзья. После томительных часов ожидания Анатолий Редин был все-таки освобожден.

В ближайшее воскресенье на встречу с освобожденным собрались члены общины, приехали гости из других городов. И тут нагрянула милиция: «Редин, тебе мало, ты опять собираешь людей вокруг себя?» Задержали «для проверки» ряд молодых молодых христиан. Тогда единоверцы собрались у отделения милиции на улице Дзержинского с требованием освободить незаконно задержанных. Несколько часов они пели христианские гимны, отказываясь разойтись. В конце концов задержанных освободили.

Редин сумел устроиться работать на завод, но вскоре был уволен. Активно занимался миссионерской деятельностью, ездил к единоверцам в разные регионы. В 1987 году он посетил Брест и Ригу, в октябре 1988-го — Киев и Кишинев.

8 октября 1988 года 57-летний Анатолий Редин попал в автокатастрофу в городе Тирасполе (водитель грузовика не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения). Врачи не смогли спасти Анатолия Редина.

На похороны Анатолия Сергеевича Редина в Рязани собрались сотни людей, проводить его приехало множество единоверцев со всего Советского Союза. Сыновья Анатолия Сергеевича Редина продолжили отцовское дело: Александр Анатольевич Редин стал пастором церкви ЕХБ «Благодать» (умер в ноябре 2014 года), Андрей Анатольевич Редин стал дьяконом церкви ЕХБ «Надежда».

 


СМ. также: Обвинительное заключение по делу Никиткова Александра Валентиновича и Попова Николай Филипповича. 1979. «Права человека в России». [Электрон. ресурс]. URL: https://hro.org/node/26944 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: О преследованиях верующих евангельских христиан-баптистов в Рязанской области. 1979. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442408793 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Открытое письмо 77 верующих Церкви ЕХБ из Рязани. 1979. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442479811 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Никитков Александр Валентинович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/442396542 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Редин Анатолий Сергеевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/454625255 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Попов Сергей Николаевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/436758988 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Попов Илья Никитович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/62587400 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Цыплаков Тимофей Алексеевич. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/62591486 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Чудаков Ион Семенович. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/449171946 (дата обращения 2019 г.).

СМ. также: Евангелическо-лютеранский храм Святой Марии. Рязань. Рязанский Мартиролог. [Электрон. ресурс]. URL:http://stopgulag.org/object/77234251 (дата обращения 2019 г.). 


Справка. Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» — независимая неполитическая некоммерческая организация. С момента создания в 1989 году Рязанский «Мемориал» (РМ) реализовал более 50 проектов, связанных с различными вопросами защиты прав и свобод человека, а также сохранения и актуализации исторической памяти о годах государственного террора. В настоящее время наша организация ведет работу по двум основным направлениям: сохранение исторической памяти и защита прав людей из социально-уязвимых групп населения (выпускников детских домов, людей с ограниченными возможностями, репрессированных и пострадавших от политических репрессий). Рязанское общество «Мемориал» внесено Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента». По нашему мнению, это решение противоречит Конституции. Мы обжалуем его в судах.

Facebook: https://www.facebook.com/rznmemo/
VK: https://vk.com/rzn_memo

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
5 октября 2023
Геннадий Львов
Геннадий Львов
Молодая калининградка заработала сотрясение мозга от участника СВО
Мнение
7 февраля
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
Псковская область входит в первую десятку регионов по количеству иностранных агентов
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияМемориал*Религия