Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия

Преподавание — это призвание, случайным здесь не место

Юлия Федотова

Опыта у меня в совокупности что-то около 2 лет, что, естественно, мелочи, особенно — в сравнении со многими уважаемыми Учителями, которых я имею честь видеть во френдлисте. Все нижеизложенное — просто моя история. Которую я очень хочу продолжить.

Я начала преподавать в 2015 году. Только-только стукнуло 23. Поставили на замену, уголовно-исполнительное. 30 человек. 4 курс. Я старше всего на два года. УЖАС шевелил волосы, даже там, где их давно не было. 

Слегка поседев и отведя по программе первый семинар, я, посовещавшись с ребятами, послала все на фиг и к каждому занятию в соответствии с программной темой сама придумывала задачи. В среднем — 15–20. Кроме того, я попросила студентов заполнить анкеты: любимые фильмы, книги, музыка + кем хотите работать. На финальную «большую» контрольную каждый был приятно удивлен, получив бланк с индивидуальным заданием в соответствии с предпочтениями. Я брала ситуации из фильмов или книг и обыгрывала. Студент, ставший другом, до сих пор припоминает задачу из «Криминального чтива» — как Винсент и Джулс оказались в одной камере. При ответе постебался, цитируя «Иезикиль, глава 25, стих 17». Никогда не забуду их лица) Многие в конце листа приписали что-то вроде «Спасибо за КР».

И далее — всегда так. Индивидуальный подход к каждому студенту, реальный. Не было того, кого бы я не расшевелила, не заставила говорить и думать, хоть немного, хоть со скрипом… Но никто и никогда на моей паре не мог «отсидеться».

В Горном и читала лекции, и вела семинары. И это - прекрасно. Для меня это было тем, что называется самореализацией, полной, окончательной и бесповоротной. Отдаешь студентам все, что есть: все силы, знания, все свои эмоции. Хочешь быть лучше, знать больше — для них. А в ответ получаешь еще больше. Теряется ход времени, ты будто и здесь, и нет. Не чувствуешь усталости. Но по окончании четвертой пары, когда за последним студентом закрывается дверь, часто просто не можешь встать, хотя до того бодро прыгала за кафедрой на 10 см каблуках.

Нет более публичной профессии. Ты всегда рядом с ними, на расстоянии пары метров. Студенты считывают ВСЕ, похлеще любого рентгена. Они видят усталость, проблемы, обломанный ноготь или осыпавшуюся тушь. Они сразу почувствуют любую слабину, равно как и силу. Они чувствуют расположение или страх. Они ЗЕРКАЛЯТ отношение преподавателя. 

Потому я просто не имела права, ни разу — быть не в форме, быть не идеальной от и до. До пар и после пар со мной могло происходить что угодно. Но на то время, пока студенты рядом, я не имею права ни на какую слабость.

Помимо этого, было такое… сугубо личное отношение к ним, как к кому-то дорогому и близкому, за кого я несу ответственность. Я должна научить вот этих 18-летних людей мыслить. Критически. Посмотреть с разных сторон на закон, так, чтобы они поняли, что те же правила применимы и к другим сферам жизни. Это помимо того, что я своим присутствием уже нехило рвала шаблонные представления о преподавателях и юристах.

Кроме того, всегда старалась, чтобы отношения были не панибратскими, но доверительными. И удавалось, несмотря на незначительную разницу в возрасте. Студент всегда знал, что может подойти ко мне и получить поддержку в том или ином вопросе — учебном или личном, советом или делом.

В моей работе не все было идеально, естественно. Сейчас понимаю, что надо было в некоторых вопросах быть тверже (это сложно с теми, кого «любишь»), в некоторых — мягче, где-то –—дать больше, иначе, лучше… Проявить больше внимательности, интересней рассказать вот ту тему, заострить внимание вот здесь, чтобы мой студент не женился в 19 и не развелся через год…

Некоторые студенты меня не воспринимали. Это видно. Но, в конце концов, я не деньги, чтобы всем нравиться, и никогда к тому не стремилась. 

Не счесть недочетов. Есть куда расти, и очень хотелось бы. Но, наверное, о чем-то да говорит тот факт, что они помнят меня и рады видеть, если мы случайно встречаемся. А с некоторыми — так и не случайно)

Основанная проблема российского образования — случайные люди. Не на своем месте. Которые не любят студентов, не хотят учить их, не хотят быть "для них". И ладно, если их запомнят просто как серых бездарностей (то есть не запомнят). Но есть ведь еще ублюдки, вымещающие свою злость на тех, по отношению к кому они наделены хоть какой-то символической властью.

Преподавание — это призвание. Просто так, «ради подработки», «потому что удобный график, есть время на семью» и т. п. там делать нечего.

И я точно знаю, что вернусь в эту прекрасную профессию) Естественно, сочетая ее с практической деятельностью.

Оригинал

 

 

Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Побольше
15 июл 14:29

бы таких преподователей. Особенно в школах, потому что там начинается образование. И очень часто не хватает именно человеческого отношения и учитывания особенностей каждого ученика.

Последние новости