Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Вологодская область
  2. Выборы прошли, бетон остался. Кто и как осваивает деньги на бетонировании набережной в Вологде

Выборы прошли, бетон остался. Кто и как осваивает деньги на бетонировании набережной в Вологде

Ирина Казанкина
Фото движения «Река объединяет»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Власти Вологды игнорируют протесты горожан и профессионального сообщества против бетонирования набережной. Работы ведет крупный получатель подрядов от городской администрации — компания «Магистраль», стоимость контакта — 265 млн руб. Градозащитники не исключают, что подрядчик может получить дополнительно 10% от этой суммы. Каким образом — выяснял «7х7».

Ранним утром 11 июня на недавно забетонированном участке набережной в центре Вологды появилась огромная надпись: «265 181 410 ₽». Цифры означали стоимость производимых работ. Их нарисовали защитники зеленых берегов, чтобы привлечь внимание горожан к проблемам бетонирования. Уже через несколько часов коммунальщики со шлангами смывали неудобные цифры. Новости в местных СМИ и посты в соцсетях в тот день вышли под заголовком: «Администрация города отмывает 265 миллионов на набережной».

 

Пробить дно

Работы по берегоукреплению начались летом 2018 года, причем сразу с нарушений. Подрядчик — ООО «Магистраль» — стал вбивать сваи в дно реки, хотя по проекту он должен был вдавливать их гидравлическим прессом. Как это повлияло на памятники архитектуры, стоящие на берегу, неизвестно. В документации нет даже раздела по обеспечению сохранности старинных зданий.

«7х7» уже писал о низком качестве сделанного, грубых отступлениях от проекта и отсутствии самой необходимости берегоукрепления. На четверть миллиарда рублей горожане получили по факту три километра забетонированного откоса с вываливающимся булыжником, торчащей арматурой и безобразными стоками в реку.

О бетонировании вологодской набережной стало известно далеко за пределами области. В частности, блогер Илья Варламов призывал остановить берегоукрепительный проект благоустройства Вологды — иначе, по его словам, «такие виды на город уйдут в прошлое». «А потом, когда к власти придут те, кто сейчас с ужасом смотрит на происходящее с набережной, Вологде потребуются огромные деньги для возвращения деревьев и строительства новой набережной», — утверждал он. Историк архитектуры и градостроительства, член и эксперт международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) Наталья Душкина называла берегоукрепление «уничтожением уникального русского пейзажа, открывающего врата на Русский Север» и призывала демонтировать «противотанковые бетонные укрепления берегов».

«Конечно, можно еще раз рассказать вологодскому губернатору, мэру Вологды, что береговая линия — это не геометрическая линия. Что река Вологда — это не Днепр в Смоленске, не Волхов в Новгороде, не Великая во Пскове. Что это другой, камерный образ и город от этого не становится менее великим и менее величественным. Но все это бесполезно. У губернаторов и мэров не должно быть любимой мысли. У меня тоже есть любимые мысли, но я же не реализую их за казенный счет», — заявлял координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

Берегоукрепление давно критикуют и в самой Вологде. Местные архитекторы и городские активисты не раз пытались переубедить чиновников и предлагали скорректировать проект. Власти, однако, к экспертным мнениям не прислушались. Наоборот, губернатор Олег Кувшинников назвал несогласных «диванными критиками» и призвал власти города «делать и никого не слушать».

С широко закрытыми глазами

Одна из главных претензий защитников реки к текущему берегоукреплению — утрата ценных видов, условного Поленовского «Московского дворика», который обожают туристы и художники.

Фото Сергея Гармашова

Этот образ — утопающие в зелени церкви и старинные особняки у неспешно текущей воды — охраняется законодательством, уверены активисты. В подтверждение своей правоты они приводят градостроительные регламенты и режимы использования земель.

Режимы и градостроительные регламенты зон охраны Вологды, утвержденные постановлением Правительства области от 28 декабря 2009 года №2087

В ответ власти не могут определиться, что именно сейчас происходит на набережной: то ли берегоукрепление, то ли благоустройство, то ли капитальное строительство. При этом проводимые работы чиновники называют законными. В администрации Вологды заявляют, что производимые работы относятся к «благоустройству»: «1 пусковой комплекс (берегоукрепление) по Объекту <...> относится к работам по благоустройству, проведение которых разрешено градостроительными регламентами И-7 и режимами использования».

Региональный комитет по охране наследия нарушений тоже не видит: «Работы по проекту „Благоустройство набережной <...>1 пусковой комплекс — Берегоукрепление“ направлены на укрепление береговой линии <...> и не являются разрушением берега» Тот факт, что подрядчик изменил уклон склонов, обходится в ответе стороной. Вместе с этим департамент строительства Вологодской области рассматривает реконструкцию набережной Вологды как объект капитального строительства, а значит, по Градостроительному кодексу речь идет о некоем сооружении. Хотя оно напрямую и без всяких оговорок запрещено регламентом этой территории. При этом прокуратура Вологды никаких нарушений не усматривает. Сам глава надзорного ведомства Александр Гринев заявляет, что берегоукрепление ему нравится:

— Было убого — стало красиво.

Принять и простить

Департамент строительства Вологодской области оказался чуть ли не единственным органом, частично подтвердившим нарушения, о которых говорят защитники набережной. А именно увеличение объемов бетонирования и завышение отметок ростверка (подпорной стенки у кромки воды) на 0,7 м. Ведомство вынесло предписание подрядчику с требованием привести работы в соответствие с проектными отметками. Тот снял лишний бетон со склона на одном участке, а к ростверку даже не прикоснулся.

 
 
 

Департамент строительства возбудил три административных дела против исполнителя контракта: сначала из-за отклонения от проекта, потом за невыполнение выданных предписаний и за продолжение работ без устранения замечаний. За первое нарушение подрядчик получил «предупреждение». Меру остальных наказаний ведомство не уточняет.

— Подрядчик допустил отклонения от проектно-сметной документации, затрагивающие конструктивные особенности объекта. В таком случае, согласно статье 49 Градостроительного кодекса, необходима повторная экспертиза. В противном случае работы не могут быть приняты, — рассказал «7x7» юрист Евгений Молотов.

В свою очередь управление госэкспертизы по Вологодской области отказало в согласовании изменений в проектную документацию в связи с тем, что внесенные изменения затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности. «ООО „Магистраль“ рекомендовано направить проектную документацию на повторную государственную экспертизу», — сообщает комитет градостроительства и архитектуры области.

Подряды от администрации

«Магистраль» вот уже пять лет получает значительную часть подрядов от администрации города: на строительство дорог, уборку улиц, ремонт дворов и так далее.

При этом горожане жалуются на низкое качество работ, выполняемых «Магистралью». К примеру, весной 2019 года не взошла трава, засеянная компанией по новой технологии за 4 млн руб. Рабочие «Магистрали» летом вышли с бензокосами на эти газоны и, по сути, «косили пыль». Власти города периодически обращают внимание на нарушения, допущенные подрядчиком, и штрафуют компанию. В реестр недобросовестных поставщиков «Магистраль» при этом не вносят — наоборот, ей доверяют все новые и новые контракты.

Фирма принадлежит предпринимателю Павлу Волкову. Контракты на разработку проекта благоустройства набережной (2,8 млн руб.) и технический надзор за работами (1,6 млн) достались учрежденным им же — опосредованно и напрямую — компаниям: «Вологодавтодору» и «ДомСтрою» соответственно. Именно «ДомСтрой» должен был следить за качеством работ, соответствием выполненного проекту и смете; заставлять исполнителя своевременно устранять дефекты — то есть все то, что на объекте «набережная» как будто бы не замечают.

К слову, «ДомСтрой» в качестве технадзора часто идет в связке с «Магистралью» и заказчиком работ — администрацией города.

Павел Волков и тайная документация

В федеральном законе №44 о госзакупках есть пункт, позволяющий исполнителю запросить дополнительные 10% от общей стоимости контракта при необходимости. Вологодские архитекторы, изучавшие исполнительную документацию по набережной, нашли в материалах один «неучтенный» лист, без штампа. Градозащитники не исключают, что он предназначался «для своих» и в папку «для публики» попал случайно.

 

Обращают на себя внимание подпись «расчетный уровень 10% обеспеченности», красные пунктиры и отсутствие пометок об изменении минимального уровня воды. А ведь именно им в том числе и обосновывалось увеличение ростверка (второе официальное обоснование — сделать «так же, как на противоположном берегу»).

— Похоже, что они завысили так объемы бетонирования специально, чтобы запросить это дополнительное 10-процентное финансирование, и это явно было заложено проектом изначально,  — считает вологодский архитектор Лев Анисимов.

Кроме того, архитекторы обращают внимание на возможное грубое нарушение в актах освидетельствования технадзором скрытых (подземных и подводных) работ: объем выполненного замазан штрих-корректором, и поверх написан другой. При этом нет печати «копия верна». Для такого документа это недопустимо, объяснила сметчица, к которой обратились защитники набережной за разъяснениями.

 

— Печати должны быть на каждой странице, где есть исправления. Сами правки в случае внесения зачеркиваются линией и ни в коем случае не замазываются штрих-корректором, — поясняет она.

Время собирать камни

Раньше местные власти считали (об этом говорят сотрудники низшего звена самой администрации), что в Вологде несогласные с бетоном возникли не просто так, а чтобы «раскачать лодку» перед выборами губернатора. Но выборы прошли, а бетон и несогласные с ним остались. И после 8 сентября городских активистов и архитекторов вновь пригласили к диалогу о судьбе набережной, когда проект выполнен уже на 90%.

— Мы по-прежнему настаиваем на том, что нужно обсуждать весь берег и изменять подходы к берегоукреплению, для нас важно снять бетон и восстановить исторически ценные ландшафты реки, утраченные в процессе бетонирования, — заявляют активисты движения «Река объединяет».

Переговоры идут тяжело. Администрация города намерена «закрыть» текущий контракт, легализовав через суд грубейшие отклонения от проекта. И уже после, в рамках благоустройства, чиновники обещают защитникам набережной учесть их предложения и, возможно, даже местами снять бетонную наброску, которая обошлась федеральному бюджету в 200 млн руб. По крайней мере такой вариант обсуждается в кулуарах.

«Долить бетон» во что бы то ни стало власти города хотят, чтобы в срок отчитаться о проделанных по федеральной целевой программе работах. Однако непонятно, каким образом это возможно: ведь все изменения в проектно-сметной документации требуют предварительного согласования с федеральным органом власти, который и выделил финансирование на работы. В данном случае — с Агентством водных ресурсов, в которое, как там заявляют, никаких обращений о корректировках по вологодской набережной не поступало.


Реклама. Если ваша компания является заказчиком или инвестором строительного объекта, хотела бы, чтобы он был возведён качественно в предусмотренные проектом строки и при этом подрядчиком не завышались цены на используемые материалы и оказываемые услуги, то в этом случае рекомендуется воспользоваться услугой технического надзора в строительстве от компании "Геоглобал".


Материалы по теме
Мнение
13 апреля
Наталия Демина
Наталия Демина
Немало людей из науки признано иностранными агентами
Мнение
30 декабря 2023
Андрей Нечаев
Андрей Нечаев
Мутная история с этой «голой вечеринкой»
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
СН
4 окт 2019 12:49

Похоже что деньги теперь закапывают еще СНСу драмтеатра

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БлагоустройствоВологодская областьГрадозащитаИстории