Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Весенний обряд восточных мари Арапа карга боткасе

Весенний обряд восточных мари Арапа карга боткасе

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В книге А. А. Асылбаева "История деревни Чупаево" (Туймазы, 2010) описан праздник (обряд) Арапа карга боткасе.

Насколько я знаю, у татар был обряд әрәпә (обряд подворного сбора крашеных яиц в комплексе Сабантуя) [Уразманова 2001, с. 28] и обряд карга боткасы (летний женский праздник или обряд вызывания дождя, "грачиная каша") [Уразманова, с. 85, 127, 142, 144-145]. В общем, два разных обряда.

А у Асылбаева это одно целое. Он не ошибается?

«После проведения пасхи в первую среду отмечается еще один большой праздник - арапа «карга боткасе» - воронья каша. Мужчины делились на несколько групп. Одна группа собирала по дворам дрова и складывала на склоне горы, где было намечено проведение праздника. Другая группа собирала продукты: молоко, крупы, масло, яйца, соль и многое другое. На следующий день молодые девушки (предварительно помывшись в бане и в чистом белье) шли варить арапу - кашу. Все жители деревни шли с тарелками и ложками, расставляли на траве в один ряд тарелки с кашей. Первыми садятся мужчины и дети - мальчики, произносятся слова молитвенного содержания. В маленькое ведерко или в котелок клали немного каши и вареные яйца. Это ведерко должны унести ловкие и смелые мужчины, а девушки с ведрами, наполненными водой бежали за ними, чтобы облить их водой. Вбежав на гору, смотрят - эти парни играют роль ворон. Наверное, поэтому этот праздник называют вороньей кашей. Проводятся различные спортивные соревнования и разные развлекательные игры. Огонь от костра сохранялся и охранялся до утра. Но были случаи, что огонь воровали жители соседних деревень. Это считалось, что в этой деревне не будет урожая или случится большое несчастье. Утром, на рассвете часть охранявших огонь мужчин, проходят по деревне с гармошкой и собирают деньги или яйца. Жители, услышав звуки гармони и песни, сами выходили на улицу, чтобы отдать приз праздника. При завершении обхода все собирались у костра и распределяли призы между участниками, охранявшими ночной костер. И только после этого костер засыпают землей» (Асылбаев 2010, с. 47).

.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
13 мая
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Попытки расшифровки смысла кадровых назначений в правительстве Владимира Путина похожи на чтение иероглифов
Мнение
14 марта
Наталия Демина
Наталия Демина
Письмо от казанского политзаключенного биолога Андрея Бояршинова
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Наблюдатель
31 янв 2017 02:25

Арпа карга боткасы (ячменная воронья каша). В языке восточных мари много тюркизмов.

Наблюдателю. Вы уверены, что речь об ячменной каше (я тоже сначала так подумал)? А не о татарском обряде әрәпә? Хотелось бы узнать об этом подробней.

Наблюдатель
31 янв 2017 22:29

Карга боткасы- моросящий снег в период прилета грачей. По первому слову озадачил татарских лингвистов, жду ответа.

Наблюдателю. Оба татарских обряда подробно описаны в книге Р. К. Уразмановой "ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА. (Годовой цикл. XIX—начало XX вв.) Историкоэтнографический атлас татарского народа" (Казань, 2001). Но у Асылбаева они "слеплены" в один. Вот что меня смущает.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКультураМарий Эл