Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Городская электричка как транспорт в светлое будущее Вятки

Городская электричка как транспорт в светлое будущее Вятки

Максим Копылов
Максим Копылов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«Иволга» на Киевском вокзале (маршрут Москва-Киевская — Новопеределкино)

В первой половине июля меня занесло на празднование дня деревни Воронье в Верхошижемском районе Кировской области. В этой деревушке есть своеобразный памятник исчезнувшим деревням, выполненный в виде верстового столба с приделанными к нему указателями с названиями существовавших когда-то в округе деревень. И этих деревень я насчитал несколько десятков. Рассматривая этот памятник, я поймал себя на мысли о том, что мне не хотелось бы встретить когда-нибудь такой же столб в городе Кирове, на котором будут указаны уже близлежащие города и села. Но если мы не будет предпринимать хоть каких-то попыток к их развитию, велики шансы, что придет время и на таком памятнике появятся таблички «Вахруши», «Слободской» и т.д.

Будущее за мегаполисами. С этим утверждением, как бы мне не хотелось, но приходится соглашаться. Но это не значит, что у средних и малых городов (Кирова, Кирово-Чепецка или уже названного Слободского) нет будущего. Вопрос лишь в том, чем мегаполисы привлекают инвестиции, инновации и рабочую силу? А привлекает в города-миллионники возможность выбора, а именно доступность образования, медицины, жилья, работы и развлечений на любой вкус и кошелек. Житель же крупного города при этом прекрасно знает всю прелесть маленьких, тихих, умиротворенных городов, где и воздух чище, и жизнь, как правило, спокойнее, но добиться в них разнообразия или хотя бы минимального набора описанных выше благ просто невозможно. Как в этом случае совместить лучшее, что есть в мегаполисе, с тем, за что мы любим маленькие города? Связать их качественной транспортной сетью, позволяющей быстро и комфортно добраться до всего необходимого. И неотъемлемой частью такой сети будет общественный транспорт...

У Кирова есть огромный транспортный потенциал — железная дорога, проходящая через всю его территорию и разрезающая город практически на равные доли. Одна ее часть, как составляющая Транссиба, активно используется для межрегиональных и областных пассажирских и грузовых перевозок, вторая же, уходящая на север, используется редко, а соответственно неэффективно. При этом обе они, как бы выпадают из городской ткани и доставляют местным жителям в повседневной городской жизни больше проблем, нежели пользы (пробки из-за малого количества путепроводов, шум и грязь от проезжающих составов).

Нам повезло еще и с тем, что Кирово-Чепецк (второй по величине город Кировской области) и Слободской (третий по величине) находятся в непосредственной близости от регионального центра — в 20 и 30 км (по прямой) соответственно.* И в эти города в свое время помимо автомобильных дорог были проложены и железнодорожные пути, которые, к сожалению, за последние годы постепенно приходят в запустение.

И вот здесь мы плавно подходим к возможности убить сразу несколько зайцев, развив имеющуюся железнодорожную инфраструктуру и запустив городскую электричку. А именно мы можем улучшить транспортную мобильность непосредственно в городе Кирове, увеличить доступность благ регионального центра для жителей близлежащий районов, где будет проходить ветка городской электрички, а также вдохнуть новую жизнь в депрессивные населенные пункты, привлечь в них инвестиции.




 

Следует понимать, что создание городской электрички — дело очень непростое, дорогостоящее и затратное по времени. В частности необходимо будет построить дополнительный путь и реконструировать существующий (а это порядка 117 км), электрифицировать, построить заново и реконструировать порядка 18 станций, создать качественные транспортно-пересадочные узлы, а также закупить современный, комфортный подвижной состав.

Если учитывать, что стоимость проекта 140-километрового участка двухпутной электрифицированной железнодорожной линии в обход Украины (со строительством в чистом поле путей, мостов, виадуков, 15 платформ и 98 различных объектов инфраструктуры и сопутствующими административными расходами) обошлось примерно в 55 млрд рублей, стоимость проекта городской электрички Слободской — Киров — Кирово-Чепецк выйдет чуть дешевле, но в пределах этих же 50 млрд рублей (увеличиваются расходы на изъятие земель под дополнительные пути, закупку подвижного состава, строительство ТПУ и т.д.). Такие деньги у Кировской области могут появиться разве что если где-нибудь под Омутнинском начнут бить нефтяные фонтаны, или какой-нибудь из южных районов области будет втридорога продан Татарстану (а я категорически против этого).

Поэтому хочу сразу определить три важных момента:

1. Проект городской электрички должен идти в комплексе с планом экономического развития вятской агломерации, в частности, городов Слободского и Кирово-Чепецка. Мы не должны сначала строить пути, пускать по ним электрички, а потом ждать, когда же к нам, таким хорошим, придут инвесторы, и удивляться почему же поезда перевозят воздух? А должны первоначально понять, как мы будем развивать эти города (а все предпосылки для их развития есть), привлечь в них инвесторов (им в принципе можно показать и план транспортного развития), а потом уже заниматься строительством.

2. Реализация проекта городской электрички и ее полный запуск, учитывая текущее состояние финансов, демографическую ситуацию и общее развитие вятской агломерации, возможны не ранее чем через 15-20 лет. При этом запуск ее возможен в несколько этапов (1 этап: от Кирово-Чепецка до ст. Киров-Пассажирский, 2 этап: от ст. Киров-Пассажирский до ст. Долгушино (Коминтерн), 3 этап: от ст. Долгушино до ст. Слободская-Пасс.), и вот запуск городской электрички по 1 этапу теоретически возможен уже в течение 5 лет.

3. Без поддержки бизнеса (в т.ч. крупного) такой проект выполнить невозможно. Частично денежные средства можно привлечь через государственно-частное партнерство. Поэтому основная возможность его реализации зависит от умения местных властей договариваться, давать гарантии и отвечать по ним, продавать (в хорошем смысле этого слова) свои идеи и проекты. Если таких людей в местной власти нет, можно заштриховать на карте черным маркером Кировскую область и выбирать другое место жительства.

Итак, если мы нашли инвесторов, деньги и начали строить дополнительные пути, чтобы по ним поезда не перевозили воздух, следует понимать, как должна работать городская электричка. Уже само по себе ее название, подразумевает, что она, во-первых, должна привлекать городских жителей, которые бы использовали ее в качестве альтернативы не только иного общественного транспорта (автобусов, троллейбусов), но и такси, личного автомобиля. Во-вторых, она должна быть удобна для жителей отдаленных районов города Кирова и соседних с ним населенных пунктов, чтобы они, при этом, имели возможность, либо добраться до необходимого места быстрее и без пересадок на иной транспорт, либо с удобными пересадками ближе к пункту назначения.

Поэтому городская электричка должна иметь:

— регулярное движение (короткие интервалы движения: не более 10-15 минут), длительное время работы);
— оптимальную ценовую политику (единый тариф на перевозку «от двери до двери», стоимость проезда не должна быть выше стоимости проезда на ином городском транспорте);
— комфортную и безопасную пересадку на иной городской транспорт (комфортные станции и благоустроенные подходы к ним, транспортно-пересадочные узлы, единая система оплаты проезда (транспортные карты)).
— высокий уровень сервиса (обеспечение безопасности в подвижном составе, наличие кондиционера, WI-FI, чистый салон, удобные кресла).

Только выполнив одновременно эти четыре условия, мы потратим деньги не зря и создадим общественный транспорт, который привезет Киров и всю Кировскую область в светлое будущее.



«Ласточка» на ж/д вокзале Тулы
___
*Для сравнения: Зеленоград, входящий в состав г. Москвы, находится от ее центра в 37 км, р-н Жулебино - 20 км (по прямой).

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
15 января
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Екатерина Дунцова начала процесс создания политической партии
Мнение
18 марта
Олег Козловский
Олег Козловский
Не склонен сходу верить вчерашнему заявлению Путина о том, что он согласился обменять Навального
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КировКировская областьТранспортФото