Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия

Онлайн-курс "Местное самоуправление и участие граждан. Правовые формы и реальные практики"

Рекомендуем новый цикл лекций Университета КГИ и Романа Петухова, исследователя муниципальной власти и местной демократии.

Университет КГИ и Роман Петухов подготовили цикл лекций об основах местного самоуправления в России, тонкостях муниципально-территориальной организации, преобразовании муниципальных районов в городские округа и формах участия граждан в управлении территориями.

Роман Петухов старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, кандидат юридических наук, выпускник магистерской программы «Социальная теория и политическая философия» Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка).

Территориальная организация местного самоуправления

Местное самоуправление в России организовано по территориальному принципу. Каждый гражданин является жителем какого-то муниципального образований, потому что вся территория нашей страны покрыта сетью муниципалитетов. Публичную власть в этих небольших территориальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления, формирующие наиболее близкий к обычным людям уровень власти.

Разобраться в этом не так просто, как кажется на первый взгляд, потому что деление на муниципальные образования не идентично привычному многим административно-территориальным делению. Например, местное самоуправление осуществляется не в городе, а в городском поселении или в городском округе, в границы которого часто входят также сельские населенные пункты. В состав же такого муниципального образования, как сельское поселение, может входить сразу несколько деревень (станиц, хуторов, аулов и т. п.). Но сложности есть не только в соотношении муниципально-территориального и административно-территориального деления, но и с тем, что местное самоуправление на большей территории нашей страны имеет двухуровневую организацию, предполагающую что городские и сельские поселения должны входить в муниципальные районы. Взаимоотношения между уровнями местного самоуправления в теории должны осуществляться по принципу «поселения для населения, а районы для поселений», но на действительности все, как всегда, сложнее. Наконец, муниципально-территориальное деление не является статичным и может изменяться в зависимости от потребностей жителей или решений властей. Естественно, что такие изменения имеют специальное юридическое регулирование.

Получить подтверждающий сертификат о прохождении курса  на платформе Университета КГИ

Преобразование муниципальных районов в городские округа и их последствия

С 2014 года резко увеличивается число преобразований муниципальных районов в городские округа, а также упразднение сельских и городских поселений. В некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Московской, Калининградской и Нижегородской областях, преобразования идут уже несколько лет. В других регионах (в частности, в Пермском крае) подобные преобразования только получают распространение.

Вне зависимости от того, сколько муниципалитетов включается в эти процессы, они всегда связаны с централизацией власти и образованием периферийных территорий. Помимо административно-управленческих и финансовых у этого процесса есть социально-экономические последствия, т. к. на практике укрупнение касается не только власти, но затрагивает всех жителей соответствующих территорией. Однако обычные люди мало информированы о сути происходящих изменений и часто не понимают, что им предлагают власти.

Лекция поможет разобраться в том, как происходят преобразования муниципальных районов в городские округа, какие масштабы эти процессы получили и к чему они приводят на практике.

Получить подтверждающий сертификат о прохождении курса на платформе Университета КГИ

Участие граждан в местном самоуправлении: правовые формы и реальные практики

Ключевой особенностью и даже смыслом местного самоуправления считается включенность жителей в управление муниципальным образованием. Смешение публично-властного и общественно-самоорганизующегося начал возможно в силу физической близости муниципальных органов власти, их доступности и прозрачности для местных жителей. Действуя в этой теоретической рамке, российское законодательство предусматривает целый ряд процедур и организационных форм, с помощью которых простые граждане могут принимать важные для своего муниципалитета решения и участвовать в управлении им. Но как все это работает на практике? Почему большая часть жителей не имеет реального опыта участия в местном самоуправлении, а опросы общественного мнения демонстрируют катастрофически низкий уровень доверия к муниципальным властям и уверенность в отсутствии возможности влиять на принимаемые на местном уровне решения?

В этой лекции Роман Петухов рассказывает о возможностях участия в местном самоуправлении, которые предоставляет действующее российское законодательство, и о том, как эти возможности реализуются на практике, какие имеют эффекты и ограничения.

Получить подтверждающий сертификат о прохождении курса платформе Университета КГИ.

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.