Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Как федеральное телевидение питает ксенофобию россиян в своем развлекательном сегменте?

Как федеральное телевидение питает ксенофобию россиян в своем развлекательном сегменте?

Дарья Провоторова
Дарья Провоторова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Россияне любят развлекательный контент. Несмотря на то, что развлекательные каналы в 2022 году частично потеряли аудиторию из-за объяснимого роста спроса на новостной контент, наши сограждане потребляют его и потребляют в большом количестве. Производство сериалов у российских федеральных каналов давно поставлено на поток — только у телеканала НТВ на сайте представлено около 280 сериалов собственного производства. Этот, казалось бы, безобидный продукт российской медиаиндустрии, годами распространяет расизм, ксенофобию и шовинизм, который за много лет уже стал привычным для  российского зрителя.

По данным исследовательской компании Mediascope, хотя бы раз в сутки телевизор включают около 63% россиян, то есть два человека из трех. Главная аудитория телеканалов — люди старше 54 лет: среди тех, кто смотрит телевизор, таких 52,5%. Россияне 35–54 лет составляют 29,5% от общего числа зрителей, 18–34 лет — 11,5%, 4–17 лет — 6,4%. Подростки чаще всего смотрят СТС — он больше рассчитан на подростковую аудиторию. У людей 18–44 лет в лидеры выходит Первый канал и СТС, россияне 45–64 лет чаще всего смотрят «Россию-1», Первый канал и НТВ. Развлекательный контент их интересует меньше, чем молодежь, но все же и он в их жизни присутствует — после просмотра новостей россиянин среднего возраста тоже переключается на СТС. Людей 65 лет и старше привлекают «Россия-1», Первый канал, НТВ, а также телеканал «Культура» и «Домашний».

Россия — многонациональная страна. Согласно государственной статистике на территории России проживают более чем 190 национальностей. Однако догадаться об этом, смотря российское телевидение, сложно. Например, среди актерского состава уже упомянутых двухсот сериалов, транслируемых на телеканале "НТВ", представителей азиатских народов всего лишь около 0,8% от общего числа актеров (из 8194 известных актеров*). В подавляющем большинстве случаев это эпизодические роли — исключение составляет актриса Евгения Игумнова, имеющая китайские корни (у нее даже есть своя программа на телеканале «ТНТ»).

Автор считает нужным упомянуть, что суждения об этнической принадлежности того или иного рассматриваемого актера/актрисы выносились на основании ярко выраженных характерных внешних признаков и известных биографических данных. Очевидно, что в многонациональной стране часто невозможно провести четкое разделение по этническому признаку. ​​​​​​​​​​

Похожая ситуация на телеканале «Россия-1»: в 180 проанализированных сериалах, наиболее популярных на 4 ноября 2023 года, видных ролей у азиатских актеров также не было — лишь несколько второстепенных, эпизодических ролей и преимущественно в картинах, имеющих от 5 до 22 сезонов, таких как «Склифософский» и «Тайны следствия». На РЕН ТВ в их 33 сериалах процент азиатских актеров чуть выше — около одного процента. А вот на телеканале «Домашний» дела обстоят сильно хуже: в 100 сериалах (наиболее популярных на 4 ноября 2023 года) телеканала, среди 1870 основных актеров картин, представителей азиатских народов всего 7, что составляет менее 0.4%.

Не отличается этническим разнообразием и развлекательный телеканал «СТС». Среди актерского состава 18 самых популярных сериалов телеканала актерам азиатской внешности достается лишь еле заметная роль прохожего в одном из эпизодов, уборщика или продавца: «Молодежка», «Воронины», «Ивановы Ивановы», «Восьмидесятые», «Гости из прошлого», «Кухня. Война за отель!», «Жена олигарха», «Психологини», «Родком», «Папины дочки», «#СеняФедя», «Дылды», «Улетный экипаж», «Ранетки», «Закрытая школа», «Выжить после», «Кадетство». Пожалуй, лишь в сериале «Кухня» создатели отдали заметную роль уборщицы ресторана актрисе кыргызского происхождения Жаныле Асанбекове. В целом же азиатские актеры не получают не то что главные роли (единственное исключение — это не самый известный сериал «Погнали»), но и роли второго плана, а довольствуются стереотипными для российского общества ролями сотрудников сферы обслуживания: дворников («Психологини»), курьеров («Миша портит все»), слесарей («Последний из Магикян»), техников («Гранд»), горничных («Как я стал русским»), таксистов, грузчиков и т.д. Более того, на телеканале, специализирующемся на комедийных сериалах, комедия нередко смешивается с откровенным расизмом. Например, в одной из серий сериала «Большая игра» главный герой называет массажистку азиатской внешности «якудзой», «Ким Чен Ыном» и иронично «большеглазой». Ведущие более сотни шоу телеканала тоже, в основном, славянской внешности, за исключением вездесущего Михаила Галустяна и еще нескольких артистов — Магомеда Муртазалиева («Большой побег»), Сергея Матвиенко («Импровизаторы»), Романа Юнусова («Шоу выходного дня») и актрисы шоу «Уральские Пельмени» Иланы Юрьевой.

Чуть лучше дела обстоят с другим развлекательным телеканалам — «ТНТ». Среди 72 сериалов, которые телеканал, по-видимому, считает флагманскими, азиатских актеров хоть и можно пересчитать по пальцам одной руки, но они хотя бы есть. Так, одну из главных ролей в сериале «Оливье и роботы» играет актер Аскар Ильясов, а в сериале «Маньячелло» режиссер и сценарист сериала Жаргал Бадмацыренов сыграл одного из ключевых персонажей. Еще 13 актерам азиатской внешности принадлежат эпизодические роли. И хотя  одним из главных лиц телеканала является уроженец Астраханской области казах Азамат Мусагалиев («Интерны», «Толя-робот», «СамоИрония судьбы!» и др), телеканал может похвастаться национальным многообразием лишь на контрасте с остальными федеральными телеканалами. Еще один актер отвечающий за азиатских персонажей — Роман Хан. Именно с ним на телеканале «ТНТ» (и не только) расистские шутки вышли на новый уровень: например, в одном из выпусков шоу «Comedy Club» его персонажа называют «детенышем кунг-фу панды», явно отсылая к его внешности.

Именно на ТНТ наибольшее распространение получило использование этнических стереотипов — оскорбительных слов, направленных на определение расы или национальности, коверкание слов, звуков, имен с целью имитации других языков и акцентов. Таким образом «не титульные» нации не просто игнорируются в медиакультуре, а становятся объектами насмешек и издевательств. Наиболее часто их объектами становятся представители кавказских народов. В «Comedy Club», «Comedy Buttle», «Не спать!», «Stand Up» и других  юмористическими шоу «кавказцы» представляются зрителю крайне глупыми и необразованными, агрессивными и озабоченными людьми. В сериале ТНТ «Легко ли быть молодым» слова «хач» и «черненький» используются всеми персонажами, как само собой разумеющиеся слова для обозначения людей кавказской национальности. В сериале распространены такие диалоги:  «Это что за обезьяна?» — «Какая? Эта или та? (имея в виду игрушечную гориллу и актера кавказкой национальности)» или «Твои ролики лайкают только кавказцы». — «Ты хочешь сказать что мои ролики гавно?» — «Я хочу сказать что твои ролики лайкают только кавказцы». — «То есть мои ролики гавно». Этот сериал рассчитан на подростков, но явно не стремиться прививать юному поколению ценности мультикультурализма. 

Впрочем, достается от российских сериалов не только «непохожим» согражданам, но и, например, темнокожим. Так, сериал «Ресторан по понятиям» начинается с пяти минут шуток про «негров»: «Я анекдот вспомнил: Хохол в купе заходит, а там негры сидят. Он на них глядит и говорит “Хлопцы, шо тут погорело?”», «Дорогой, а это правда, что вы копьями охотитесь?», «Скажи, а в натуре у вас черенки как у коня, а?», «Слышь, негативчик, а хочешь я тебе бананчиков пожарю, вдруг славянские харчи противоестественны для твоего желудка?», «А рэп читаешь?». В четвертом сезоне сериала «Интерны», ставшим классикой российской комедии, в одной из сцен интерны, покрашенные коричневой краской, изображают темнокожих рабов, тогда как герой актера Ивана Охлобыстина выкрикивает такие фразы как «Веселее макаки!» и «Они тупые, на самом деле они не поняли ни слова, их пугает интонация, как и всех животных». Изображение афроамериканцев измазанными коричневой краской актерами — распространенная «шутка» среди сценаристов телеканала «ТНТ». Вот и в первой серии второго сезона сериала «ХБ» юмористы Гарик Харламов и Тимур Батрутдинов перевоплощаются в стереотипных «негров”, читающих рэп и нападающих на женщин, за что получают от настоящих «русских мужчин».

Контент для самых маленьких россиян тоже не рассказывает об этническом разнообразии их страны. Российский зритель, чье детство выпало на конец 90-х – начало 2000 х хорошо помнит транслируемые на СТС, ТНТ и других телеканалах американские мультсериалы: «Эй, Арнольд», «Как говорит Джинджер», «Скуби Ду», «Чародейки», «Охотники за привидениями», «Люди в черном», «Джеки Чан», «Человек Паук», «Winx», «Люди Икс», «Ох уж эти детки» и другие. В большинстве своем такие мультсериалы связаны одним общим фактом — в каждом из них присутствуют персонажи нескольких национальностей и цвета кожи. При том что только 14,2% американцев идентифицируют себя как темнокожие. Но какие мультсериалы может предложить маленькому зрителю российская мультипликация? В наиболее популярных отечественных мультсериалах (где герои являются людьми) — «Царевны», «Фееринки», «Сказочный патруль», «Жила-была царевна», «Алиса знает что делать», «Джинглики», «Ангел Бйэби», «Тайная комната», «Про Миру и Гошу» — просто отсутствуют персонажи других национальностей. Исключением является только мультсериал про детей с суперспособностями «Защитники», где присутствует один персонаж азиатской национальности, Алик, по сюжету — специалист в области биологии и медицины.

А часто ли российский зритель, между просмотров тех самых сериалов, видит в рекламах бурят или якутов, дагестанцев или башкир? Почему роль нарочито счастливой семьи в рекламе сока или плавленного сыра как правило достается актерам максимально славянской внешности, что давно стало поводом для шуток? Попытки найти представителей азиатских или кавказских национальностей в рекламных блоках федеральных телеканалов за последние 10 лет если и увенчаются успехом, то скорее всего благодаря рекламам международных брендов, снятым за пределами России. За национальное разнообразие в отечественных рекламах отвечают лишь несколько знаменитостей, таких как уже упомянутый Азамат Мусагалиев или ведущая Ляйсан Утяшева.

Когда эта ксенофобия, расизм и откровенный шовинизм, неприязнь или даже ненависть к «чужакам», начали заполнять российское телевидение? Возможно, с любимого страной фильма «Брат» Алексея Балабанова, продвигающего ксенофобию вкупе с навязчиво декларируемым патриотизмом. Данила Багров позволял себе рассуждать о «гнидах черножопых» и нелюбви к евреям, а его фраза «Не в силе Бог, а в правде!» сегодня используется Кремлем для продвижения войны в Украине среди населения. «Правда» Багрова заключалась в том, что все американцы — это абсолютное зло и что всех врагов нужно истреблять. Эта мысль в качестве догмата внушается на протяжении всей киноленты. В фильме «Брат-2» кроме белых и темнокожих американцев, в США есть также и украинцы-иммигранты, именуемые в фильме «хохлами», которые все очень толстые и отвратительные, а также являются «бандеровцами», слугами американцев. А возможно, медиа-расизм начался с шоу «Наша Раша», высмеивающего уроженцев Таджикистана Равшана и Джамшута, приехавших в Москву на заработки и получающих «700 рублей в месяц, на двоих», как карикатурных, неспособных мыслить приматов, поедающих туалетную бумагу и кошек. Все это идет рука об руку с антиамериканизмом и антизападнечеством, будь то боевики на НТВ или юмористические скетчи на СТС («Уральские пельмени»), современные комедии на ТНТ («Жених», «Патриот и прочее»), своеобразный юмор резидентов «Comedy Club» или старый юмор на «Первом канале» («Кривое зеркало», бесчисленные выступления Михаила Задорнова). Стоит ли удивляться такому превознесению титульной «русской» нации, если по телевизору идут псевдодокументальные передачи Игоря Прокопенко, где утверждается, что именно в России находится колыбель человечества, именно российской территории человечество должно быть благодарно и за появление первых людей, и за основание Рима, и даже за основу для всех существующих языков мира. Последнюю идею поддерживал, например, уже упомянутый выше юморист Михаил Задорнов.

Из десятилетий этой ксенофобской пропаганды россияне вынесли уроки: огромная часть россиян просто не воспринимает «нерусскую» часть населения нашей многонациональной родины как «своих». В январе 2023 года в соцсетях разгорелся скандал: петербургская группа во "ВКонтакте" «Питер сегодня» выложила новость о том, что первого петербуржца в новом году родила уроженка Тувы. В комментариях люди возмущались почему «им всем здесь рожать нужно», почему «россиянка не успела», ведь «скоро славян в нашем городе не останется» и им «неприятно это татаро-монгольское нашествие». Несмотря на то, что многие комментаторы пытались объяснить возмущенной интернет-общественности, что Тува — это часть России, самые “залайканные” комментарии были именно негативные. Похожая история произошла в то же время в Саратове: жителей Поволжья возмутило происхождение первого в 2023 году младенца. В комментариях предлагали собрать всех жителей неславянской внешности и депортировать их из региона, пеняли на «понаехавших» и называли «тараканами». Возмущалось и Подмосковье — там назвали имена первых рожденных в 2023-м в Раменском городском округе: Амир, Давид, Егор и Ханифа. Пользователей, ожидаемо, устроило только имя Егор. 

В России не все народы, да и вообще не все меньшинства имели и имеют равные права. Многочисленные народы России всю историю маркировались знаками: чертами оседлости, паспортами, прописками и другими ярлыками от титульной нации, а народы столетиями населявшие Сибирь или азиатские окраины Российской империи, а также евреи, официально именовались не иначе как «инородцы». Отсутствие колониального прошлого, которым так любит кичиться российское руководство — это миф, и с колониальным мышлением Россия и ее население расстается куда менее охотно, чем ее западные оппоненты. А национализм и даже нацизм — грехи, в которых наше государство так любит обвинять Киевский режим, — самой российской власти отнюдь не чужды. И одним из множества трагических последствий войны является то, что развернутая с ее началом националистическая пропаганда еще больше усугубляет проблему расизма, ксенофобии и шовинизма в российском обществе, доводя до абсолюта известный лозунг русских националистов «Росси́я для ру́сских» и лишь с нами Бог, а со всеми другими — «верховный правитель ада, какое бы имя он ни использовал — Сатана, Люцифер или Иблис».

*Актерский состав анализировался на основе данных сайта Кино-Театр.РУ

Материалы по теме
Мнение
30 октября 2023
Читатель
Читатель
«У меня сейчас маленькое второе 24 февраля»
Мнение
9 января 2023
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
Власти решили начать денацификацию с чужой страны, когда в своей полно нацистов, шовинистов, ксенофобов, расистов
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураОбществоСМИ